• Advertisement

пх Большевик

Детали

info
пх Большевик
18 мар 2011, 20:04
486

Описание Картинки

По заказу германского судовладельца A. Kirsten из Гамбурга с 1898 года на верфи «Schiffswerft von Henry Koch» в Любеке (Германия) строился однопалубный, двухмачтовый сухогрузный пароход с рефрижераторной установкой «BIANCA» (строительный № 113). Судно вместимостью 1256,95 брт имело длину 73,53 м, ширину 10,97 м и осадку в полном грузу 5,18 м. Вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 600 л.с. обеспечивала пароходу скорость хода в 9,5 узлов. 8 ноября 1899 года пароход спустили на воду и 31 декабря передали заказчику. В 1903 году владельцем судна стала германская компания «Theodor & F. Eimbcke» из Гамбурга. Под прежним названием пароход эксплуатировался в Дальневосточных водах.
Во время русско-японской войны судно в 1905 году было куплено Морским ведомством России и в качестве транспорта под наименованием «БИАНКА» включено в состав Сибирской военной флотилии. Учитывая тяжелое положение жителей русского побережья из-за отсутствия регулярного морского сообщения, по приказу приамурского генерал-губернатора пароход «Бианка» выполнял рейсы в Находку и Николаевск на Амуре. После окончания войны в апреле 1906 года судно за 200000 рублей было продано «Товариществу пароходных предприятий на Дальнем Востоке». Там пароход получил наименование «НЕВА». Порт приписки Владивосток. Во время первой навигации судно вывозило рыбопродукцию с устья Амура и побережья во Владивосток. С глубокой осени «Нева» ходила с грузом рыбы и морепродуктов в Японию и Китай. В 1907 году судно во фрахте работало на заграничных рейсах в юго-восточной Азии. В 1908 году ввиду сложного финансового положения Товарищества, судно было продано рыбопромышленнику И. М. Эриксону. В 1909 году «Нева» стала собственностью Акционерного общества «Русское Восточно-Азиатское пароходство». Портом прииски в 1910 году была Одесса (№ 567), а в 1914 году Рига (1034).





Пароход «Большевик»

Во время первой мировой войны судно было призвано по военно-судовой повинности и 13 мая 1916 года зачислено в состав Балтийского флота в качестве портового судна под наименованием «СЕКРЕТ». С 5 июля этого же года судно переформировали и зачислили в состав БФ как транспорт «№ 14».
После Октябрьской революции 11 сентября 1918 года транспорт передали торговому флоту. Судно в 1919 году включили в состав Балтмортана и переименовали в «Большевик». В сентябре 1921 года он начал ходить в немецкие порты. С 1922 года пароход числился в Государственном Балтийском пароходстве, а с 1924 года в Акционерном обществе «Совторгфлот». Порт приписки Ленинград (№ 19). В 1929 году пароход «Большевик» был передан Черноморо - Азовской главной конторе Совторгфлота, а в 1934 году он вошел в состав Черноморского морского пароходства. Порт приписки Одесса (№ 299). К этому времени пароход имел водоизмещение 3280 т, дедвейт 2010 т, скорость 7 узлов. В 1934 году судно прошло докование в порту Hulle.
С первых дней Отечественной войны «Большевик» интенсивно работал на воинских перевозках. При оставлении Одессы он 16 октября 1941 года уходил в Севастополь последним. Целый день при налетах самолетов противника пароход уклонялся от падающих бомб. После захода солнца безоружное судно у Тендровской косы было атаковано вражескими торпедоносцами. Одна из четырех торпед попала в кормовую скулу правого борта. Взрывом были разрушены обе переборки трюма № 3, разрушена и главная машина. Пароход быстро начал погружаться кормой в воду. (45°45´N 32°10´O). Из 52 членов экипажа и пассажиров катера охранения подобрали 37 человек. Это было единственное судно, потерянное при эвакуации советских войск из Одессы.




© Ю.Н. Трифонов 2002 г

«Большевик» — транспорт. Передан из БГМП Бывший грузовой пароход Черноморского государственного морского пароходства. Спущен на воду в 1899 г., первоначально носил название «Нева». В составе Черноморского флота с 27.07.1941 г. Вместимость: 1412 брт. Скорость: 7 узл.
Последний рейс

19 октября 1941 г. при эвакуации Одессы незагруженный транспорт «Большевик» (капитан Э. И. Фрейман) следовал концевым в колонне транспортов. На борту находились лишь около 20 солдат Приморской армии. В течение пяти часов светлого времени суток он подвергся многочисленным атакам немецких самолетов, в которых участвовали 50 бомбардировщиков и 6 торпедоносцев.

Около 18 ч. в Каркинитском заливе между Одессой и мысом Тарханкут в атаку вышли три торпедоносца Не-111, четыре бомбардировщика и четыре истребителя. Два истребителя обстреливали торпедные катера, которые пытались прикрыть «Большевик», остальные продолжили атаку транспорта. В течение 7-10 минут они, пересекая курс судна по всем направлениям, обстреливали его из пушек и пулеметов. Затем были сброшены торпеды. Две торпеды попали в кормовую часть с правого борта. Взрывом были разрушены обе переборки кормового трюма и главная машина. Пароход начал быстро погружаться кормой.

Противник между тем продолжал атаки. Бомбы рвались вдоль обоих бортов. Несколько снарядов попали в форпик. Дифферент парохода достиг угрожающих размеров, киль оголился до второго трюма. Спущенные на воду шлюпки были пробиты осколками. «Большевик» резко накренился на правый борт и около 14 ч. пошел ко дну. Погибло 16 человек. В исторических источниках указываются координаты гибели — 45°44'6"N 32°10'2"Е.

Согласно сведениям гидролокации, по этим координатам объекта на грунте нет. На расстоянии 11 километров по курсу 20° от данных координат на грунте находится объект, по размерам схожий с транспортом «Большевик». Хотя по другим данным, этот объект — немецкий лихтер CNR-2091, погибший в этом районе 23.12.1943 г.

Фактические координаты 45°50.095'N 32°13.150'Е. Глубина 32 метра. Возвышение над грунтом 3,5 метра.





«Большевик» — транспорт. Передан из БГМП Бывший грузовой пароход Черноморского государственного морского пароходства. Спущен на воду в 1899 г., первоначально носил название «Нева». В составе Черноморского флота с 27.07.1941 г. Вместимость: 1412 брт. Скорость: 7 узл.
Последний рейс

19 октября 1941 г. при эвакуации Одессы незагруженный транспорт «Большевик» (капитан Э. И. Фрейман) следовал концевым в колонне транспортов. На борту находились лишь около 20 солдат Приморской армии. В течение пяти часов светлого времени суток он подвергся многочисленным атакам немецких самолетов, в которых участвовали 50 бомбардировщиков и 6 торпедоносцев.

Около 18 ч. в Каркинитском заливе между Одессой и мысом Тарханкут в атаку вышли три торпедоносца Не-111, четыре бомбардировщика и четыре истребителя. Два истребителя обстреливали торпедные катера, которые пытались прикрыть «Большевик», остальные продолжили атаку транспорта. В течение 7-10 минут они, пересекая курс судна по всем направлениям, обстреливали его из пушек и пулеметов. Затем были сброшены торпеды. Две торпеды попали в кормовую часть с правого борта. Взрывом были разрушены обе переборки кормового трюма и главная машина. Пароход начал быстро погружаться кормой.

Противник между тем продолжал атаки. Бомбы рвались вдоль обоих бортов. Несколько снарядов попали в форпик. Дифферент парохода достиг угрожающих размеров, киль оголился до второго трюма. Спущенные на воду шлюпки были пробиты осколками. «Большевик» резко накренился на правый борт и около 14 ч. пошел ко дну. Погибло 16 человек. В исторических источниках указываются координаты гибели — 45°44'6"N 32°10'2"Е.

Согласно сведениям гидролокации, по этим координатам объекта на грунте нет. На расстоянии 11 километров по курсу 20° от данных координат на грунте находится объект, по размерам схожий с транспортом «Большевик». Хотя по другим данным, этот объект — немецкий лихтер CNR-2091, погибший в этом районе 23.12.1943 г.

Фактические координаты 45°50.095'N 32°13.150'Е. Глубина 32 метра. Возвышение над грунтом 3,5 метра.

Comments

Ещё нет коментариев

Вернуться в Балтийское Морское Пароходство