• Advertisement

ХАРИН ГЕОРГИЙ СТЕПАНОВИЧ

Модераторы: SergeyOdessa, porollo

ХАРИН ГЕОРГИЙ СТЕПАНОВИЧ

Сообщение porollo 24 сен 2010, 19:26
IP:

К.Д. Смирнов
КАПИТАН ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ Г.С. ХАРИН
Русский Север богат людьми, которые отдают свои силы, здоровье и даже жизнь ради процветания своей малой родины. Имя им легион...
Один из таких людей - капитан дальнего плавания Георгий Степанович Харин. Он родился 21 октября 1920 г. в деревне Ануфриево Коношского района Архангельской области в семье демобилизованного солдата Красной армии, призванного из этого же поселения в царскую армию в период Первой мировой войны. Отец Степан Александрович женился после демобилизации на уроженке этих мест Анне Макаровне Макаровой, родившейся в 1889 г. Молодые стали обустраивать свою жизнь. Степан пошел на заработки в город Петербург, где работал на металлургических заводах, а Анна осталась рожать своего первенца в деревне. Очень скоро после женитьбы Харины перебрались на житель¬ство в Петербург. Во время блокады 19 января 1942 г. у мартеновской печи Степан Александрович умер. Блокада Ленинграда забрала с собой еще восемь родственников Георгия Степановича.
Георгий Степанович учился в 12-й средней школе Смольнинского района Ленинграда, которую он закончил летом 1938 г. Несмотря на заметную бедность и неустроенность жилища (они жили все вместе в большой 34 метровой комнате), он закончил школу ударником, был физически сильным молодым человеком, жизнерадостным активным общественником, комсомольцем. До сих пор он вспоминает добрым словом своих школьных учителей Киру Александровну, Нину Никифоровну, Марию Ивановну, Александра Михайловича и других своих наставников, прививших ему интерес и любовь к жизни, вдумчивое отношение к природе, уважение к окружающим. И.Ф. Петелин привил ему любовь к спорту. Он занимался гимнастикой, греблей, лучше многих других бегал, прыгал, играл с мячом. Осеннее первенство Ленинграда в 1938 г. они выиграли на четверке распашной. Это было первой спортивной победой. Еще в 1936 г. он прыгал с лыжного трамплина в Кавголове, что под Ленинградом. Прекрасно владел аквалангом, проведя под водой более 1 ООО часов, и имел звание подводника-инструктора. В начале 1941 г. Георгий Степанович показал лучшее время на лыжной 20-километровой дистанции в Парголове, в этом же году был участником всесоюзных лыжных соревнований в г. Горьком. Уже после войны, в 1949 г. в Советской груп¬пе военной администрации (СВАГ) в Германии он стал участником во¬лейбольной команды, выигравшей первенство СВАГ.
В юном возрасте научился он держать в руках столярный и плотничий инструмент, на время каникул летом уезжал в родную деревню, где неустанно занимался работами по дому, а также принимал участие во многих сельскохозяйственных работах: на сенокосе, на уборке льна, в текущих крестьянских работах.
Еще до войны Георгий Степанович прошел морскую практику на учебном парусном судне «Товарищ», принадлежавшем Ленинградскому морскому техникуму, на Черном море плавал на грузо-пассажирских судах «Аджария» и «Украина».
Во время советско-финляндской войны 1940 г. как успешный лыжник он был зачислен добровольцем в лыжный отряд, но участвовать в войне ему не пришлось. Зато с началом Великой Отечественной войны Георгий Степанович с первых дней был зачислен в истребительный батальон народного ополчения Балтийского морского пароходства, а с 3 августа по 19 сентября был в партизанском отряде № 55, действовав¬шем под Ленинградом. Отряд с большим трудом вышел из вражеского тыла, куда он был заброшен, пройдя пешком более 100 км по территории, занятой немецкими войсками. За время рейда по оккупированной местности они занимались разведкой, постановкой мин и взрывных ус¬тройств на железнодорожных путях, мостах, дорогах. Находясь больше месяца в тылу врага, отряд столкнулся с голодом, приходилось спать на промерзлой земле, уходить от преследований врага, переходить фронт как в ту, так и в другую сторону. Однако отряд справился с боевым за¬данием и благополучно возвратился обратно.
После участия в партизанских действиях Г.С. Харин поступает на наши пароходы «Скауте» и «Аретуза», совершив на них 26 рейсов на Ораниенбаумский пятачок, с ежедневной доставкой из Кронштадта на ораниенбаумский берег солдат, оружия, артиллерии, возвращаясь оттуда с ранеными, больными, измученными войной солдатами нашей армии. Суда эти входили в состав отряда военных транспортов Краснознаменного Балтийского флота. Движение на тот берег происходило только ночью, с расчетом к рассвету вернуться в Кронштадт. Только под покровом ночи можно было совершить поход на другой берег, но даже при этом под вражеским артиллерийским огнем в свете прожекто¬ров и серьезной минной опасности в Финском заливе рейсы оставались очень опасными.
«Но мы уже знаем, от взрывов мин и снарядов осколками пробивает железные борта и надстройки, - вспоминает Георгий Степанович. - Даже рында чуть-чуть позванивает от громыхающих разрывов, когда свистит и грохочет, это значит, снаряд уже пролетел, это не твой снаряд, твой следующий. Раненых и солдат, что мы перевозим, мы размещаем в трюмах, на нижней палубе, там еще страшнее. Куски земли, бетона и кирпича, что разлетаются вместе с осколками, падающими на верхнюю палубу, наводит на расположенных под ней страх и панику. Мы даже ставили у трапа вооруженного солдата, который бы не вы¬пускал из трюма слабонервных. А было даже несколько самострелов в трюме от страха и неизвестности».
11 ноября 1942 г., по приказу И.В. Сталина, нас - полтора десятка моряков - через Ладогу вывезли последними транспортами из блокады на Большую землю, и в ноябре 1942 г. мы оказались в Архангельске, где через отдел кадров Северного морского пароходства нас направили на суда, пришедшие сюда с Балтики и Дальнего Востока.
26 ноября 1942 г. я был назначен третьим помощником капитана парохода «Охта». Мы направились одиночным плаванием на запад, в бухту Акурейри в Исландии. Туда мы благополучно прибыли под новый 1943 г.
Переход этот требует отдельного рассказа. По сообщению самого Г.С. Харина, 1941-1945 гг. были опасным для всех, идущих в море. Подводные лодки, военные суда, мины, торпеды, самолеты - все представляло опасность для одинокого судна в море. В 1942 г. немцы установили крепкий заслон на море и контроль за водной поверхностью с воздуха на всем протяжении следования конвоев от Датских островов до Карского моря.
Пароход «Охта», размеры которого были 75,9x11,0x5,8 м, водоизмещение 2240 т, мощность паровой машины 900 л. е., скорость 9,0 узлов, был построен в 1918 г. в Голландии, на верфи Боел в Сликкер- веере. Судно было закуплено советским правительством в 1935 г. для Балтийского морского пароходства. 13 декабря 1942 г. оно вышло из Архангельска с грузом целлюлозы в бухту Акурейри. Пароход вышел в тяжелое зимнее время, когда шторма силой менее 7 баллов наблюдаются там лишь 5 дней в месяц.
Капитан судна выбрал курс вдоль кромки ледового поля. Непогода и шторма мешали движению, а слабая скорость и некачественный уголь через несколько дней плавания поставили экипаж перед угрозой возвращения обратно домой, в Мурманск, до которого едва бы хватило запасов топлива. Экипаж на общем собрании решил топить котлы целлюлозой и деревянными предметами из устройств самого судна, но идти на запад. Неожиданно судну повезло - ветер сменился на попутный и «Охта» довольно быстро дошла до Исландии. Море света, открытых огней ошеломили экипаж. На новый 1943 г. судно вышло с караваном английских судов в Шотландию, где, разгрузившись, пароход вышел на ремонт в Англию. После ремонта «Охта» через Панамский канал пошла на Владивосток.
27 октября 1945 г. пароход был передан Сахалинскому морскому пароходству и числился в эксплуатации до 28 ноября 1955 г.
Во время ремонта в Эдинбурге и загрузки судна в Манчестере было произведено полное перевооружение судна. К нашей 45-миллиметро-вой пушке англичане добавили на нос и корму две 76-миллиметровые английские пушки, выдали глубинные бомбы и установили 4 автомата Томпсона.
Одновременно весь экипаж прошел обучение стрельбе из пушек и автоматов по расписанию с выдачей специального сертификата «Канонира флота Его Величества короля Великобритании».
В Эдинбурге же англичане устроили нам восторженный прием как героям, доставившим почти на безнадежном судне необычайно ценный груз для развития английской печати. Английская общественность была встревожена исчезновением нашего парохода «Уфа», о котором не поступало никаких сообщений, хотя предполагаемое время прибы¬тия судна «Уфа» уже давно миновало.
В Сан-Франциско Г.С. Харин был снят с парохода «Охта» и направлен в распоряжение советской закупочной комиссии по приемке новых американских судов типа «Либерти» для СССР по ленд-лизу. Он по¬лучил назначение вторым штурманом на пароход «Находка». Потом Георгий Степанович принимал многие суда типа «Либерти», среди них «Емельян Пугачев», «Сучан», «Степан Разин» и «Псков». На «Степане Разине» Харин был старпомом на трассе Северного морского пути. В Тикси летом 1944 г. он доставлял промышленное оборудование для бухты Нордвик и продовольствие для Дальстроя. В 1945 г. Г.С. Харин на пароходе «Псков» прошел трассой Северного морского пути от Берингова пролива до Мурманска. В это время специальным указанием министра морского флота П.П. Ширшова он был переведен на работу в Балтийское пароходство, куда и прибыл в сентябре 1945 г. на пароход «Псков» с дипломом капитана дальнего плавания.
В марте 1946 г. Г.С. Харин был назначен капитаном пассажирского лайнера «Берлин», названного впоследствии «Адмиралом Нахимовым» и плававшим на Черном море до 1990 г.
Потом были назначения на теплоход «Капитан Гастелло», пароход «Десна» и другие.
В ноябре 1946 г. Г.С. Харина назначают Начальником морского агентства ММФ в Германии с исполнением должности капитана парохода «Салон» (впоследствии пароход «Приморье» - пассажирский лайнер Дальневосточного морского пароходства). В Германии Г.С. Харин провел 5 лет. За это время он успел жениться и стать отцом двух дочерей - Анны и Татьяны.
За время пребывания в Германии было сделано не мало:
- было разгружено в течение 10 суток около 100 ООО тонн зерна из Канады. Это был героический подвиг всего портового хозяйства Германии, разрушенного во время войны. Организация этих работ потребовала и от советской администрации большого напряжения;
- пришлось спасать пароход «Салон», перегоняя его из порта Висмар в порт Росток. Операция по перегону судна была проведена силами машинной команды судна, двумя буксирами и теплоходом «Джа-мрат». Пароход остался в строю;
- был снят с мели теплоход «Зоя Космодемьянская», севший в 7 милях от Варнемюнде при сравнительно спокойной погоде. Балтийское морское пароходства избежало тогда больших финансовых потерь.
За эту работу главнокомандующий Советской военной администрации, маршал СССР В.И. Чуйков наградил Г.С. Харина ценным подарком.
По возвращении в Ленинград Георгий Степанович назначается представителем Инфлота СССР в Польше - сначала начальником агентства в Щецине, а потом - в Гданьске. С 1956 по 1972 г. Харин работает заместителем начальника, а потом начальником советского отделения Инфлота в Ленинграде. Почти все эти годы он является представителем СССР при Межправительственной морской консультативной комиссии (ИМКО) при ООН, в Лондоне по вопросам создания «Конвенции по облегчению мореплавания, морских перевозок грузов и пассажиров», принятой в апреле 1965 г. в Лондоне 164 странами.
В 1972 г. Г.С. Харин направляется в республику Чили в качестве представителя советских пароходств со всеми вытекающими отсюда полномочиями и правами. 11 ноября 1973 г. начался путч генерала Пиночета по свержению социалистического правительства президента Сальвадора Альенде.
Чили - горная страна, зажатая между отрогами Кордельер и Анд. Горы наложили свой отпечаток на характер живущего здесь народа. Близость гор, снегов и вечно-голубого неба развили в нем неодолимое стремление к свободе, простору, вольной жизни. Нет ничего удивительного в том, что в сложившейся в стране обстановке революционные настроения были напряженными, нестабильными, подверженными фашистским лозунгам, способным увлечь народ фальшивыми обещаниями.
24 сентября 1973 г. Г.С. Харин был арестован восставшими головоре¬зами в своем рабочем кабинете города Вальпараисо. Молодчики были в камуфляжной форме, с вымазанными краской лицами. Прямо за рабочим столом Георгий Степанович узнал о своем смертном приговоре через по¬вешение прямо на главной площади города. Все это время Харин на трех европейских языках - английском, немецком и испанском - непрерывно повторял, что он - официальное лицо, аккредитованное чилийским пра¬вительством; что его деятельность официально разрешена чилийскими правительственными органами; что он требует немедленной связи с посольством СССР; что, наконец, как гражданин он имеет право на конституционную юридическую защиту. Он говорил это непрерывно перед лицом многих присутствующих при этом чилийцев, а также других, как и он, арестованных представителей иных государств.
Охранники начали избиение арестованных, а Г.С. Харину завязали глаза черной повязкой, связали руки и повели на площадь, на казнь, все время предлагая ему признать срою вину в шпионаже против респуб¬лики Чили. Харин продолжал твердить, что он известный в морском мире человек, что его фамилию можно встретить на конвенции, кото¬рая имеется во всех портах мира, как морских, так и речных, что ни к какой шпионской деятельности ни его офис-контора, ни он сам не имеют никакого отношения, что местные власти в данный момент вершат беззаконие.
Наутро, появился какой-то крупный начальник и велел отпустить Георгия Степановича домой, при этом он был предупрежден о том, что если завтра к 11 часам он не явится в Сантьяго в Министерство оборо¬ны Чили, то для него автоматически вступит в силу закон об исполнении приговора, и он будет казнен при любых обстоятельствах.
Г.С. Харина посадили на грузовик вместе с чилийским дворником и управдомом. В Министерстве бороны Чили ему удалось переговорить с посольством СССР в Чили. Меры были приняты немедленно, и через несколько часов Г.С. Харин в сопровождении шести автоматчиков был доставлен в посольство. Чилийцы отдали честь Харину и оставили без охраны прямо на пороге. В тот же день последним самолетом из Чили вместе с послом А.В. Басовым Харин вылетел в Москву. 26 сентября они были на родине.
Чилийская контрреволюция генерала Пиночета победила, президент С. Альенде был убит.
До сих пор Георгию Степановичу вспоминается эта страшная ночь в фашистских застенках Пиночета, крики избиваемых людей. Ему и самому досталось несколько ударов по почкам, спине и ногам.
«Оказалось, что капитан «Гарри Поллита» В.И. Голубев, не дождав¬шись 24 числа встречи со мной в порту, сообщил по радио, что встреча не состоялась, и забеспокоился о моем положении в связи с наступившими сложными событиями в стране, - говорит Георгий Степанович. - Обстановка в Чили в то время была действительно тревожной: ты¬сячи трупов сторонников Альенде плыли тогда по реке Вальпараисо прямо в Тихий океан, страна потеряла тысячи пламенных патриотов и сторонников демократии».
Основными причинами ареста Г.С. Харина в Чили, видимо, послужили обстоятельства, связанные с укреплением дружественных связей Альенде с Советским Союзом, а именно, освобожденным группы моряков с советского научно-исследовательского судна «Ноглики», арестованных чилийскими легионерами за обвинение их в шпионской деятельности против Чили. Благодаря усилиям советского правительства и непосредственно Харина капитан и 8 членов экипажа были освобождены и отправлены на парусном учебном судне «Эсмеральда» - четырехмачтовой баркентине.
«Эсмеральда» - военный парусный корабль ВМС Чили, шедший в мае 1973 г. по Атлантическому океану с заходом в порты основных европейских государств через Панамский канал. Он планировал посетить Францию, Голландию, Швецию, Германию, Финляндию. Маршрут был несколько изменен с учетом захода в СССР, в Ленинград, что было согласовано между правительствами Чили и СССР.
Водоизмещение «Эсмеральды» было 3 673 т, длина -113 м, шири¬на - 13,1 м, высота борта - 8,67 м, осадка - 6,78 м, скорость хода под парусами - 12 узлов, площадь парусов - 2870 кв. м, высота мачт над ватерлинией - 48,5 м. При ходе под машиной мощностью 1500 л. с. баркентина могла двигаться со скоростью 17,5 узлов.
Возвращалась «Эсмеральда» в Чили через Англию, Рио-де-Жа¬нейро (Бразилия), Монтевидео (Уругвай), огибая южную оконечность Америки вокруг мыса Горн. В Ленинграде «Эсмеральда» была встре¬чена с большим интересом, тепло, с большим вниманием со стороны руководящих органов города.
Это были первые шаги в развитии добрососедских отношений меж¬ду республикой Чили и Советским Союзом.
В 1976 г. Г.С. Харин переводится на работу в Югославию, в порт Риека, где он становится во главе аккредитованных там советских пароходств. В 1979 г. он уезжает в Германию, встав во главе немецкой фирмы «Трансоушен», обслуживающей пассажирские суда, с осуществлением контроля за фирмой «Транснаутик», обслуживающей совет¬ские грузовые суда.
В августе 1982 г. Г.С. Харин вышел на заслуженный отдых. До сих пор он является членом Совета ветеранов партизанского движения Балтийского морского пароходства. Как ветеран войны и труда Георгий Степанович часто встречается с учащимися школ, проводя там лекции и беседы по военно-патриотическому воспитанию, является членом ре¬гиональной организации «Полярный конвой».
За свою долгую, насыщенную событиями жизнь, капитан дальнего плавания Г.С. Харин более 12 лет провел непосредственно на ходовом мостике, в море, а затем, сменив морскую службу на береговую работу, все время оставался связанным с флотом, его заботами и нуждами, всячески способствуя решению народно-хозяйственных задач по раз¬витию морского транспорта страны.
За заслуги перед государством и в деле развития морского транс¬порта России Г.С. Харин награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и 15 медалями. Среди них медали «За трудовое отличие», «За оборону Ленинграда», немецкая золотая медаль «За восстановление флота Германии» и многие другие.
Примечания
- Из воспоминаний Г.С. Харина. 2005.
- Там же; см. также: Харин Г.С. Память счастливого человека // Полярный конвой: Воспоминания участников. СПб., 2005. С. 163-168.


Защитники Отечества. Материалы XIX региональных общественно-научных чтений по военно-исторической тематике. Архангельск. 2006 г.
porollo
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 2932
Картинок: 443
Зарегистрирован: 15 июн 2009, 11:21

Advertisement

Re: ХАРИН ГЕОРГИЙ СТЕПАНОВИЧ

Сообщение ИльяКрупенин 21 апр 2011, 15:49
IP:

Здравствуйте!
Г.С. Харин -- мой дедушка.
К сожалению, его уже нет.
Эти истории я знаю с детства... интересно, откуда же этот материал?
Интересно, есть ли [там] ещё что-нибудь про него?
В любом случае, большое спасибо! Очень приятно знать, что кто-то ещё помнит...
ИльяКрупенин
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 21 апр 2011, 15:42



  • Advertisement

Вернуться в Pro memoria

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron