Товарный пароход
Черноморского государственного морского
пароходства «Десна».
В апреле 1910 года по заказу судоходной голландской компании «N.V. Koninkl. Nederland. Stoomboot Mij», Amsterdam на судостроительной верфи «Werf voorh Rijkee & Co» в Роттердаме (Голландия) был построен товарный двухмачтовый, одновинтовой пароход, получивший наименование «CLIO» (строительный № 135). Судно вместимостью 2927 брт, дедвейтом 4049 т имело длину 99,63 м, ширину 13,48 м и осадку 5,66 м. Паровая машина тройного расширения мощностью 1200 л.с. обеспечивала скорость хода в 10,0 узлов.
В конце первой мировой войны в марте 1918 года судно было реквизировано американцами и с апреля 1918 года под американским флагом служило как военный транспорт «NOTS» (№ 2578) в государственной компании «U.S. Shipping Board». По окончании войны его под прежним именем вернули владельцу.
В начале 1934 года голландская компания продала «CLIO» Советскому Союзу. Там судно было передано в состав Балтийского государственного морского пароходства, где пароход переименовали в «ДЕСНА». Порт приписки Ленинград. В 1937 году ее перевели в состав Черноморского государственного морского пароходства. Портом приписки стала Одесса. 22 июня 1941 года, следуя с полным грузом угля из Мариуполя в Одессу, около 11 часов дня пароход проходил около Алушты. В это время из Управления Черноморского пароходства поступило сообщение о начале Отечественной войны и приказание укрыться в Ялте. Через некоторое время «ДЕСНЕ» разрешили продолжить рейс. Выгрузив уголь, пароход перевели в ковш Одесского завода имени А. Марти, где началась погрузка на судно заводского оборудования.
С 7 июля 1941 года все суда ЧМП, в том числе и «ДЕСНА» стали числиться в составе вновь образованного Черноморско-Азовского бассейнового управления из Ростова. 19 июля, имея на борту 2500 человек рабочих завода с семьями, до отказа забитый станками и оборудованием судостроительного предприятия, пароход вышел с караваном судов в Керчь. Из района Феодосии судно по приказу командования пошло к Керченскому проливу без лоцмана самостоятельно. О наличии поставленных ЧФ минных заграждениях капитану «ДЕСНЫ» не сообщили. 21 июля на траверзе горы Опук в 4 часа 10 минут под судном раздался взрыв. Пароход стал медленно погружаться в воду своей носовой частью. В результате осмотра выяснилось, что в правом борту в районе бункера образовалась пробоина около 5 м². Через 5 минут было залито машинное отделение. Через 10 минут, видя что «ДЕСНА» погружается, с мостика была дана команда «шлюпки на воду». В них отправили с парохода женщин и детей. Однако вода, не доходя 1 фута до верхней палубы, перестала прибывать. Эвакуацию людей приостановили.
Спустя 1 час 25 минут из Керчи подошли на помощь теплоход «КРЫМ» и пароход «ЛЕНИН». Они стали на якоря у кромки минного поля (1-1,5 мили) и стали шлюпками перевозить пассажиров к себе на борт. Вскоре два мелкосидящих буксира оттянули аварийное судно в пролив, где поставили «ДЕСНУ» на мелкое место, в районе свалки против Керчи. Ночью судно село на грунт. В последних числах августа на него доставили жесткий пластырь и закрепили его на пробоину. После откачки воды буксиром-спасателем «МЕОТИДА» пароход «ДЕСНА» отбуксировали в порт Керчи, где провели ревизию машины и агрегатов. Своим ходом пароход 15 сентября прибыл в Мариуполь. Здесь выяснилось, что выгружать привезенное оборудование бессмысленно, так как над Мариуполем нависла угроза оставления города. Простояв несколько дней в ожидании распоряжений «ДЕСНА», приняв в свои бункера уголь, 18 сентября ушла в Новороссийск, где встала на ремонт. 9 ноября 1941 года при выходе из порта Новороссийск судно подорвалось на донной магнитной мине, выставленной авиацией противника, и затонуло в точке 44°43´N, 37°49´O. Сведений о погибших нет.