porollo 19 июл 2010, 21:54
IP:
Историческая справка по ледоклу №5.
Предоставлена Трифоновым .Ю.Н.
К сожалению, не получается вставить в текст фото.
Морской ледокольный пароход
ЛЕДОКОЛ «№ 5»
Во время первой мировой войны по заказу Министерства торговли и промышленности (МТиП) России в декабре 1915 года на верфи «Murdoch & Murrey,Ld» в Глазго (Англия) началась постройка стального винтового портового ледокола «ЛЕДОКОЛ V» (стр. № 000). Судно вместимостью 503,43 брт имело длину 39,65 м, ширину 9,44 м и осадку 5,18 м. Вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 1260 л.с. обеспечивала пароходу скорость хода в 11,0 узлов. 22 декабря 1916 года «Ледокол V» прибыл в Архангельск. В 1917 году пароход мобилизовали и включили в качестве портового ледокольного парохода в состав судов флотилии Северного Ледовитого океана. 1 апреля 1917 года его вернули МТиП. Во время гражданской войны ледокол числился во флотилии белых. В 1919 году состоялась белая Карская экспедиция. Участвующее в ней гидрографическое судно «Таймыр» у входа в пролив Маточкин Шар село на каменистую гряду. К месту аварии отправились английские буксир и тральщик, а также русский «Ледокол V», которые 13 августа совместными усилиями сняли «Таймыр» с мели. В феврале 1920 года «Ледокол V» в Мурманске захватили красные. 18 апреля 1920 года судно было снова мобилизовано и в качестве ледокола зачислено в состав Беломорской флотилии, а с 24 апреля 1920 года вошло в состав Морских сил Северного моря (МССМ). 25 октября 1920 года ледокол передали Беломортрану. «Ледокол V» включили в состав судов Управления Архангельского торгового порта, а позже перевели на Черное море. В 1925 году судно уже числилось в составе Управления Одесского торгового порта. Портом приписки «Ледокола V» стала Одесса (№ 203). В 1938 году уже под наименованием «№ 5» он в качестве ледокола числился в составе служебно-вспомогательного флота Николаевского портоуправления. Порт приписки Николаев.
В начале Отечественной войны ледокол с 19 июля 1941 года был мобилизован в состав ЧФ. Он использовался для перевозки военных и народно-хозяйственных грузов. Во время блокады Одессы, там скопилось много паровозов и вагонов. В Николаеве, еще имеющем железнодорожное сообщение со свободной территорией Украины, паровозов не хватало. Для их доставки из Одессы приспособили плавучие доки. Первый рейс прошел благополучно. Для второго рейса использовали корпус железобетонного дока, приведенного из Херсона. Погрузив на него 25 паровозов и 10 тендеров, тройной тягой «Ледокола № 5», буксира «Тайфун» и буксира «Симеиз» док в течение суток был приведен в Николаев и ошвартован к торцу Широкого мола для разгрузки. Однако враг к этому времени уже занял часть города. Плавучий док вследствие появившейся течи в отсеках корпуса начал тонуть. Капитан дока дезертировал. Борьба за живучесть не проводилась, и брошенный док с паровозами затонул у причала.
«Ледокол № 5» в это время выполнял новое задание командования. Ему было поручено вывести из Николаевского завода № 198 в Севастополь корпус недостроенной подводной лодки «С-35». 12 августа 1941 года в 15 часов 56 минут на выходе из Днепровского лимана в районе острова Первомайский ледокол подорвался на двух неконтактных минах и затонул. Погибло 22 человека. Подлодка повреждений не получила и была вскоре отбуксирована в Севастополь.
Согласно послевоенным данным гидролокации, объект, по размерам схожий с «Ледоколом № 5», находится в координатах 46°34'N 31°31'E. Глубина около 16 метров. Возвышение над грунтом 3,3 метра.
© Ю.Н. Трифонов 2002 г