Советское Дунайское пароходство
14 октября 1944 года по решению Государственного Комитета Обороны СССР, для обеспечения перевозок по Дунаю советских войск и техники, а также народнохозяйственных грузов, в городе Измаиле было создано Советское Дунайское государственное пароходство.
Пароходство начало свою деятельность в тяжелых условиях военного времени. Отступая под натиском войск Красной Армии, фашистские захватчики выводили из строя флот, минировали фарватер, разрушали порты, взрывали мосты, стремились надолго исключить возможность использования Дуная в транспортных целях.
До конца 1944г. было перевезено 352 тысячи тонн грузов, в том числе воинские части, танки и самоходные артиллерийские установки, боеприпасы и другое вооружение, 80 тысяч тонн нефтепродуктов. Кроме этого, было перевезено для Югославии 25 тысяч тонн и Румынии - 50 тысяч тонн зерна и других грузов.
В 1945 году темпы грузоперевозок по Дунаю значительно выросли.
С января по май на судах пароходства было перевезено 413 тысяч солдат и офицеров, 23 тысячи раненых, более 11 тысяч военнопленных, 723 танка, свыше 11 тысяч автомашин, 25000 орудий, 41 тыс. лошадей, большое количество боеприпасов, горючего и других грузов.
По распоряжению Нарком Морфлота были «… взяты на учёт все самоходные и несамоходные суда транспортного и технического флота на освобожденной части реки Дунай и её притоках для использования их на перевозках и дноуглубительных работах». Этим по сути было положено начало созданию флота пароходства. Источником его пополнения служили затопленные суда, подъём которых был начат в декабре 1944г. 24-м Управлением особого строительства резерва Главного командования, а с 19 апреля 1945г. эти функции передаются образованному Дунайскому Военно-транспортному управлению (ДВТУ). В СДГП в 1945г. был создан судоподъёмный отряд, после расформирования ДВТУ судоподъём был возложен на Дунайское пароходство, ему был передан судоподъёмный отряд вместе с плавбазами, и к 1948г. фарватер Дуная был очищен. Приёмкой флота на Дунае занималась Союзная Контрольная комиссия, находившаяся в Бухаресте. Все суда, принадлежавшие странам противника, оформлялись как трофейные.
В течение 1945 года пароходством было принято 817 единиц флота, в том числе 142 самоходных судна, 60 несамоходных и 71 единица технического флота. Принятые суда находились в запущенном и разграбленном состоянии, многие из них имели боевые повреждения.
Флот пароходства в своём развитии прошёл ряд этапов.
Первоначальный период- восстановление трофейных повреждённых и поднятых со дна реки судов; второй этап- модернизация; третий- почти полное обновление транспортных речных судов; четвёртый- создание собственного морского флота пароходства.
Рост товарооборота, развитие судоходства по Дунаю требовали оснащения пароходства качественно новыми судами.
В 50-е и 60-е годы было построено 75 новых буксиров и толкачей типа: «Владивосток», «Киев», «Москва», «Рига», «Иваново», «Корнойбург».
В 70-е и 80-е годы речной флот пароходства пополнился мощными толкачами типов: «Сергей Авдеенков», «Запорожье», «Ленинград» и 19 самоходными сухогрузными судами типа «Капитан Антипов» (серия названа в честь работников пароходства). Наряду с этим из эксплуатации выводился устаревший флот. В эти годы шло быстрое пополнение несамоходного флота за счёт постройки наливных и сухогрузных барж на Килийском судоремонтном заводе, а также на верфях Австрии, Румынии, Болгарии…
Суда пароходства ежегодно перевозили 70% всех дунайских грузов, в основном, металл, зерно, руду, оборудование, что сделало СДП монополистом на реке.
В 1957 году в Килийской части дельты Дуная был открыт глубоководный канал- Прорва, что способствовало развитию морских перевозок и флота СДП.
На морские заграничные линии пароходство вышло в конце 50-х годов, когда вступили в эксплуатацию морские суда типа «Тисса». В 60-е годы были построены морские сухогрузные суда типов: «Тарту», «Эльва», «Фрязино», «Шенкурск», «Новый Донбасс», «Инженер Белов», «Балтийский», «Александр Довженко»- всего около 30 судов. В 70-е годы 35 наливных и сухогрузных судов типов: «Кишинев», «Балтика», «Алтай», «Сосновец», «Росток», «Юный Партизан», «Василий Шукшин». Грузоподъёмность морского самоходного флота составила 300 тыс. тонн.
Летом 1967 г. внезапно прекратилось судоходство по Суэцкому каналу вследствие военных действий на Ближнем Востоке. Суда Дунайского пароходства «Рени», «Новый Донбасс», «Новошахтинск», «Новоржев» с грузами для портов Красного моря вынуждены были идти вокруг Африки и впервые пересекли экватор.
В 1972 году теплоходы «Горки Ленинские», «Вознесенск», «Вишневогорск», «Гороховец» приступили к перевозкам из портов Дуная через Волго - Донский канал на порты Ирана на Каспийском море. Из-за падения уровня воды в этом канале, к концу навигации 1972 года ,суда не смогли вернуться в порт приписки и вместе с теплоходом «Козельск», пройдя внутренними водными путями, работали до навигации 1973 года на перевозке грузов между портами Балтийского и Северного морей, а «Якуб Колас» - между портами Ирана и Баку на Каспийском море.
В 1978 году в Финляндии для СДП был построен лихтеровоз «Юлиус Фучик», а в 1979 году однотипный «Тибор Самуэли».
19 мая 1978 г. на основе межправительственного соглашения четырех стран – Болгарии, Венгрии, Советского союза и Чехословакии создано международное, хозяйственное судоходное предприятие « Интерлихтер» (МСХП).
Первая регулярная линия по перевозке грузов придунайских
государств - Болгарии, Венгрии, Чехословакии и СССР была открыта
в декабре 1978 года рейсом порт Усть – Дунайск - Бомбей (Индия) и
Карачи (Пакистан). Лихтеровозы мощностью силовой установки по 36
тысяч л.с. могли брать на борт и размещать на трех палубах 26
лихтеров. Их дедвейт составлял около 36600 тонн, длина 267м, ширина
35м, высота борта 22,7 м, осадка 11 м. Такие габариты не позволяли
этим судам заходить в Дунай. Специально для приемки и
обслуживания судов лихтеровозной системы, а также перевалки
грузов в сообщении Дунай – море в 1978 году была основана база по
обслуживанию лихтеровозов в устье Дуная, получившая название
Усть - Дунайск (статус порта он получил в 1985 году). Ежегодно
лихтеровозы «Юлиус Фучик» и «Тибор Самуэли» суммарно
перевозили до полумиллиона тонн грузов.
За период своего существования - с декабря 1978г. по сентябрь 1995г. – морские суда МСП «Интерлихтер» совершили 252 кругосветных рейса, в том числе на линии Дунай-Индия-Пакистан 151 рейс и на линии Дунай-Меконг –102 рейса. Объём перевозок за эти годы составил 6,4 млн. тонн, в том числе в экспорте Придунайских стран 4,3 млн.тонн. С 1984г. действовала лихтеровозная транспортно-технологическая система. Она обслуживалась двумя доковыми лихтеровозами финской постройки
т/х «Борис Полевой» и «Павел Антокольский» и двумя итальянской постройки т/х «Анатолий Железняков» и «Николай Маркин». Система работала по следующим направлениям: порты Чёрного и Средиземного морей, Ближнего Востока, Северной и Восточной Африки.
В конце 80-х годов пароходство строит серию десяти судов овощевозов «Георгий Агафонов» смешанного плавания «Дунай – море».
Многообразны были связи Советского Дунайского пароходства на Дунае. СДП принимало участие в работе Европейской экономической комиссии ООН, Дунайской Комиссии, в реализации Братиславских Соглашений, в постоянной Комиссии СЭВ по транспорту, советско-болгарском транспортном товариществе «Дунайтранс».
В 80-е годы Советское Дунайское пароходство - крупное комплексное предприятие. Только транспортный флот насчитывал более 1000 единиц дедвейтом около 1 млн. тонн, в составе которого имелись морские и речные суда, лихтеровозы, более ста единиц служебно-вспомогательного флота.
СДП обеспечивала перевозки внешнеторговых грузов стран, грузов иностранных владельцев в бассейне реки Дунай, а также на порты Черного,
Средиземного, Красного морей Юго-Восточной Азии. Западной и Северной Европы.
Ежегодный объём перевозок составлял 11,5-12 млн. тонн. Суда пароходства ежегодно посещали более 150 портов различных стран мира. Пассажирские морские и речные суда осуществляли перевозки советских и иностранных туристов. Большой популярностью пользовалась пассажирская туристическая линия «От Альп до Черного моря»- впервые, в системе морского флота СССР, доказавшая рентабельность пассажирских перевозок. Эту линию обслуживали речные теплоходы «Амур», «Дунай» и морские «Белинский», «Осетия». С продолжением маршрута до порта Стамбул (Турция), на линию встали современные комфортабельные суда: «Волга», «Днепр», «Украина», «Молдавия», и морской теплоход «Айвазовский».
Местные линейные перевозки обслуживали суда на подводных крыльях: «Ракета», «Восход», «Метеор», морские - «Комета», прогулочные суда и озерные трамвайчики, с 80-х годов- «Измаил», «Измаил-2».
В 1983году Советское Дунайское пароходство было награждено Орденом «Дружбы народов».
В 90-е годы флот Украинского Дунайского пароходства пополнился серией из шести морских судов, головное теплоход «Измаил». Это первое судно, вступившее в строй под флагом суверенной Украины. Проект судов «Измаил» был существенно усовершенствован специалистами пароходства с учётом специфики перевозок и региона обслуживания УДП, а также повышения эксплуатационных характеристик. В 1990году т/х «Измаил» был признан лучшим в своём классе авторитетным морским изданием «Ллойд лист».
Пароходство владело собственным контейнерным парком.
Речные перевозки УДП осуществляет по самому мощному и развитому Европейскому транспортному коридору VII - целиком проходящему по реке Дунай.
Награды ОАО «УДП»- Диплом Международного открытого Рейтинга популярности и качества товаров и услуг «Золотая Фортуна»-2000,2001гг.
В 2002г.-ОАО « УДП»- победитель Всеукраинской туристической профессиональной программы в номинации «Лучший туристический перевозчик»-награждено дипломом и призом «Кришталевий лелека-2001».
В 1999г. сертификат ОАО «УДП» о вхождении в рейтинг лучших компаний Украины, номинация в «Золотой книге украинской элиты».
В 2002,2003,2004гг.-Международная премия «Бизнес –Олимп» почетное звание «Золотая торговая марка» за высокое качество услуг на международном рынке.
Предоставлена информация из книги «Пароходство-судьба моя»2004г.
По состоянию на 1 апреля 1945г. списочный состав флота состоял из: трофейных судов-428 единиц, приобретенных в счет репараций-156, судов
объединенных наций-36, итальянских- 12. Итого- 632 единицы.
В составе флота пароходства к концу 1945г. насчитывалось:
-пассажирские суда: «Минск» ( старое название «Джурджу», 1900 года постройки), «Петрозаводск» («Евгения», 1984 г.), «Киев» («Измаил», 1890г.).
-линейные буксиры: «Одесса» («Троян»,1911г.), «Кронштадт» («Турну- Северин», 1892г.), «Брянск» («Чехлау», 1908г.), «Сталинград» («Осмарк», 1977г.), «Львов» («Центаур», 1914г.), «Ростов» («Тимек», 1931г.), «Ленинград» («Кейнах», 1941г.), «Севастополь» («Святоплуг», 1916г.), «Тамань» («Альтенау», 1942г.), «Баку» (Крейзенштейн», 1941г.), «Красноводск» («Пантонер», 1942г.), «Мурманск» («Хаусштайн», 1942г.), «Иркутск» («Пиомонта», 1942г.)
-катарактные буксиры: «Сталинград» («Осмарк», 1927г.), «Харьков» («Туран»), «Владивосток» («Персенбек»), «Львов».
-самоходные наливные баржи: «Байкал» («Стефанеску», 1937г.), «Балхаш» («Космос-30, 1940г.), «Онега» («Вальтер», 1940г.)
-сухогрузные самоходные баржи: «Нева» («Фугер», 1925г.), «Днепр» («Жигул», 1938г.), «Волга» («Бистрица», 1938г.)
К концу 1945г. в пароходстве насчитывалось:
-дизельных судов- 84
-линейных буксиров-17
-портовых буксиров- 8
-наливных борж-8
-сухогрузных барж-20
-морских шхун-12
-разъездных катеров-19
Всего самоходных судов- 105 единиц.