Суда типа ОМСК, сухогрузы, строились в Японии (Осако), в 1961 – 1964 годах и работали в Дальневосточном морском пароходстве. Длина – 154,75 м, ширина – 21 м, осадка – 9,37 м, Дизель Хитачи Бурмистр и Вайн мощностью 12 000 л.с. обеспечивал скорость – 17,2 узла.
Согласно первоначального контракта, Япония должна была построить 12 судов, стоимостью по 3,5 млн. дол. (цены 1961г.).
Особенностью судов были скорость, экономичность, комфорт для экипажа. Это были, пожалуй, первые суда со смещённой в корму надстройкой, а также суда впервые, по крайней мере в ДВМП, оборудованные кранами. Всего 12 кранов располагались по два в ряд. На третий трюм могла работать тяжеловесная стрела. Было множество других новинок. Первыми приняли ОМСК ((1961), ОХОТСК и ОРЕНБУРГ (1962). После этого по требованию заказчика в проект внесли изменения: убрали носовую сигнальную мачту, климат-контроль из трюмов, позволявший поддерживать заданную влажность, автоматику со швартовых лебёдок, телевизионные камеры на баке, что очень удобно при швартовках. Убрали 4 крана, частично заменив их на третьем трюме стрелами. Стоимость одного судна удалось снизить до 3 млн. дол. В течение 1963 – 1964 года приняли ОРЕХОВ, ОРШУ, ОЛУ, ОСТРОГОЖСК и ОТРАДНОЕ. Как всегда, в хорошее дело вмешалась политика. Югославы предложили примерно такие же суда типа ПУЛА, и контракт ограничили 8 судами. К стати, ПУЛА обходилась нам уже дороже. Но за дружбу всегда платили мы.
Долгое время суда типа «О» были самыми престижными в ДВМП. Анна Ивановна Щетинина, преподававшая к этому времени в ДВВИМУ, стажировалась в должности капитана обычно на одном из них. Я писал диплом по этим судам.
Значительную часть времени суда работали на Канаду и США (зерно), на Новороссийск (рудный концентрат) и на Кубу (сахар и ген. груз). Практически все они участвовали в Карибском кризисе – работали с Балтики и Чёрного моря. Очень удобными были для перевозки тяжеловесов – снимали краны между 3-м и 4-м трюмами и получалось чистое футбольное поле. Таким образом перевезли 7 химических заводов из Японии в Питер, который на Балтике. ОЛА перевезла торпедные катера из Владивостока на Кубу вокруг Африки. Рейс достаточно опасный и сложный, если учесть, что в это время шла война в Анголе.
К сожалению, не могу выставить фотографии, не получается, но, в принципе, фотографии этих судов можно найти на http://ntic.msun.ru/ntic/exhibition/fes ... econd.html