Часть 4.
Последнее – четвертое – судно из этой серии ледокольно-транспортных снабженцев проекта 10621, у которого так и не было своего имени и порта приписки, а лишь заводской номер 6004, в марте 1993 г. уже стояло на стапеле завода и продолжало строиться. Были закончены монтажные роботы по формированию корпуса, надстройки, палубы бака и устройств под штатные краны. Но чтобы закрыть вопросы по машинному отделению, отсутствовали вспомогательные дизель-генераторы, которые должны были поступить из Норвегии или Финляндии. От этого спуск на воду и сдача судна задерживались. Наконец, в октябре 1994 г. судно сошло на воду с готовностью примерно 78 %. Не были закончены изоляционные и покрасочные работы, не зашиты помещения. Денег для продолжения достроечных работ не выделялось, и рабочие бригады вынуждены были перейти на другие заказы.
Судно долго стояло у стенки ХСЗ. Продано 28.03.2003 г. как недострой малоизвестной компании, зарегистрированной на Нидерландских Антильских островах. Покупатель хотел переоборудовать его на ХСЗ под крановое судно для монтажа буровых платформ с основным краном грузоподъемностью 3000 т. Проект такого переоборудования был разработан в ЦКБ "Черноморсудопроект" (рис. 15). Однако финансовые проблемы помешали реализации этих планов.
Рисунок 15 Проект переоборудования четвертого судна-снабженца проекта 10621 под крановое судно для монтажа буровых платформ [1]
Завод после продажи судна сдавал судовладельцу место под его стоянку (рис. 16), а в это время проходил процесс его доукомплектования (передача оборудования, приписанного к судну, но находящегося на различных складах завода).
Рисунок 16 Четвертое судно-снабженец проекта 10621 у стенки ХСЗ
(фото Павел Бурунин из
http://content.foto.mail.ru/mail/burunin/2/i-252.jpg)
Судно несколько раз выводили на буксире в нейтральные воды и заводили обратно. В конце концов, в первых числах сентября 2009 г. большой океанский буксир "SIMOON" (номер IMO 7705788; менеджер: голландская фирма "ITC"), окончательно вывел судно из г. Херсон и, пройдя г. Стамбул 05.09.2009 г. (рис. 17), доставил его 01.11.2009 г. в г. Тампико, штат Тамаулипас, Мексика, где судно было пришвартовано на реке Пануко вблизи городов Тампико и Сьюдад-Мадеро (рис. 18).
Рисунок 17 Буксировка судна-снабженца (заводской номер 6004) на переоборудование в Мексику
(фото sam7 из
http://forums.airbase.ru/2006/09/t63092 ... uda-2.html)
Рисунок 18 Четвертое судно-снабженец проекта 10621 на переоборудовании в г. Тампико (фото makko из
http://www.shipsnostalgia.com)
Здесь планировалась осуществить в течение двух лет его переоборудование под плавающий кран грузоподъемностью 2500 т для работы в Мексиканском заливе. В планы входило также: установить подруливающие устройства, оснастить судно современной системой навигации и существенно перестроить корму. Однако, информация о том, чем и когда закончилось (и закончилось ли вообще) это переоборудование, отсутствует.
Примечательно, что в той же Мексике в 2007 г. было переоборудовано тоже под крановое судно "GARZPROM-2" (номер IMО 9203095) еще одно судно постройки ХСЗ – буровое судно "ГАЗПРОМ-1" (проект 16280).
Справочные материалы
1. Щербинин В. Арктический снабженец от "ЧСП", дубль второй. История создания судов пр. 10621// Судостроение и судоремонт. – 2011. – № 1-2 (45-46). – С. 60–68.
2. Херсонский судостроительный завод. Очерки истории/ Г.И. Цыганков, В.Н. Антипенко, Ф.М. Багненко и др. – Симферополь: Таврида, 1994. – 400 с.
3. Никонов В. Арктический снабженец "Иван Папанин"// Морской флот. – 1993. – № 11-12. – С. 26–30.
4. Черноморсудопроект. События. Люди. Суда. – Николаев: Возможности Киммерии, 2006. – 356 с.
5. Херсонский судостроительный завод. Очерки истории (1991–2001 годы)/ Г.И. Цыганков, В.Н. Антипенко, Л.В. Марченко и др. – Херсон: ООО "Скифы", 2001. – 220 с.
6. Шитарев В. Лесовозы и снабженцы// Техника – молодежи. – 1995. – № 10. – С. 40–41.
7. Понятов В. Полярные амбиции Поднебесной или путь "Снежного дракона" к полюсам// Арсенал. – 2010. – № 2. – С. 16–27.
8. DPIII FLOTEL ICE MAIDEN. PRE-CONVERSION SPECIFICATION BROCHURE. – Adams Offshore Services Limited. – 8 p. (
http://www.adamsoffshore.net/pdf/icemaidenspec.pdf)