• Advertisement

Арктические снабженцы тип "ИВАН ПАПАНИН" (проект 10621)

Модераторы: SergeyOdessa, porollo

Арктические снабженцы тип "ИВАН ПАПАНИН" (проект 10621)

Сообщение andreev_cme 28 авг 2012, 13:21
IP:

Начинаю выкладывать по частям. Если у кого-то есть замечания или дополнения, буду очень признателен.
Част 1.
Многоцелевой ледокольно-транспортный снабженец типа "ИВАН ПАПАНИН" (проект 10621)

На Херсонском судостроительном заводе (ХСЗ) с 1984 по 1989 гг. строились уникальные для СССР многоцелевые ледокольно-транспортные снабженцы типа "ВИТУС БЕРИНГ" (проект 10620), открывшие новую страницу в истории морских транспортных операций в Арктике и Антарктике. Всего на ХСЗ было построено пять таких судов.
Основной их недостаток был связан с используемой главной энергетической установкой – традиционно для судов усиленного ледового класса эти арктические снабженцы были дизель-электроходами, отсюда высокая стоимость, большие габариты, низкий КПД судовой энергетической установки и, следовательно, повышенные удельный расход топлива и эксплуатационные затраты.
Поэтому еще в период постройки судов-снабженцев типа "ВИТУС БЕРИНГ" конструкторы и технологи начали вести подготовку к строительству судов снабжения второго поколения, основной особенностью которых было использование в составе главной энергетической установки малооборотного дизеля.
В первую очередь коллективом ЦКБ "Черноморсудопроект" (г. Николаев), которое являлось проектантом и судов предыдущего проекта 10620, был создан новый проект судна снабжения автономного ледового плавания класса УЛА – проект 10621 (главный конструктор Владимир Анатольевич Панков). Этот проект обладал уникальной, не имеющей аналогов в мире пропульсивной установкой, содержащей главный малооборотный дизельный двигатель с прямой передачей на гребной винт регулируемого шага (ВРШ), комплекс средств для защиты винта от взаимодействия со льдом и систему дистанционного автоматического управления совместной работой главного двигателя (ГД) и ВРШ, исключающей перегрузки ГД при плавании судна во льдах. Специально для этого проекта специалистами ЦКБ были спроектированы: выносной упорный подшипник, способный воспринимать ледовый упор (традиционный встроенный в ГД упорный подшипник этого обеспечить не мог); неподвижная прочная насадка для защиты винта от непосредственного взаимодействия со льдом; льдоотводящие крылья для уменьшения количества льда, попадающего в диск винта при движении в сплошном льду; кринолин для уменьшения количества льда, попадающего в диск винта на заднем ходу; система дистанционного автоматического управления ГД–ВРШ типа "Лавина", обеспечивающая поддержание постоянной частоты вращения винта для аккумулирования кинетической энергии вращающейся массы винта (для исключения заклинок винта), эффективную разгрузку ГД при снижении скорости судна и быструю промывку диска винта ото льда без заметного снижения скорости судна. Эффективность конструкции пропульсивного комплекса судна была проверена во время модельных испытаний судна в Финском ледовом испытательном бассейне. Поставщиком ГД марки 8ДКРН 60-195/10 – Брянским машиностроительным заводом – были внесены соответствующие усиления в его конструкцию, обеспечивающие работу в ледовых условиях класса УЛА.
Отличиями от арктических снабженцев предыдущего проекта также были: несколько увеличенные размеры судна (это привело к необходимости расширить на ХСЗ стапель на 4 м и сместить краны); усиленный корпус ледового класса, повышающий проходимость судна в битом льду; увеличенная с 12,5 до 25,0 т грузоподъемность основных судовых кранов; установка двух 3-тонных кранов у небольшого носового трюма вместо одного 12-тонного; люковые закрытия нижней палубы; новый гидравлический привод, которым оснащались люковые закрытия; нанесение на подводную часть корпуса ледостойкого покрытия; замена части оборудования на более современное, например, был установлен утилизационный котел КУП 1000Р и т.д. Все это улучшило ходовые характеристики судна, повысило эффективность погрузочно-разгрузочных работ, заметно сократило расходы на его строительство.
Всего на ХСЗ было заложено четыре судна-снабженца проекта 10621 (см. таблицу). Учитывая, что последние три из них достраивались уже после распада СССР, история их создания, передачи судовладельцам и дальнейшей эксплуатации содержит много "темных пятен".
andreev_cme
 
Сообщения: 53
Картинок: 2
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 10:37

Advertisement

Re: Арктические снабженцы тип "ИВАН ПАПАНИН" (проект 10621)

Сообщение andreev_cme 28 авг 2012, 13:29
IP:

Многоцелевые ледокольно-транспортные снабженцы проекта 10621 (тип "ИВАН ПАПАНИН"), строившиеся на Херсонском судостроительном заводе

п/п Заводской номер Первоначальное название судна Номер ІМО Дата закладки Дата сдачи Ответственный сдатчик
1. 6001 "ИВАН ПАПАНИН" 8837928 25.11.1988 28.12.1990 Штанько Юрий С.
2. 6002 "АЛЕКСАНДР СЛЕДЗЮК" 9056894 20.12.1989 30.12.1991 Штанько Юрий С.
3. 6003 "SNOW DRAGON" 8877899 01.06.1990 31.03.1993 Шилин Вячеслав Михайлович
4. 6004 без названия без номера нет данных 28.03.2003 Штанько Юрий С.
(продано как
недострой)
andreev_cme
 
Сообщения: 53
Картинок: 2
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 10:37

Re: Арктические снабженцы тип "ИВАН ПАПАНИН" (проект 10621)

Сообщение andreev_cme 28 авг 2012, 13:37
IP:

Головное судно нового типа арктических снабженцев, заложенное в ноябре 1988 г., получило название "ИВАН ПАПАНИН" (порт приписки – г. Мурманск) в честь известного советского полярного исследователя. Сроки его строительства сразу же нарушались, правда, при согласии заказчика – Мурманского морского пароходства (ММП). Это было вызвано, в первую очередь, не столько сложностью исполнения заказа, сколько тем, что в это время ХСЗ строил много судов на экспорт, а их, во избежание серьезных штрафных санкций, следовало сдавать в строго определенные сроки. Поэтому все силы судостроители бросили на постройку танкеров для норвежских и датских заказчиков, а на снабженце людей работало очень мало.
После передачи ММП судна "ИВАН ПАПАНИН" (рис. 1) в декабре 1990 г. сразу начались его ледовые испытания, которые проходили в очень сложных погодных условиях. Теплоход легко преодолел ледовые поля вокруг Новой Земли, но когда акт об успешном проведении испытаний приемная комиссия уже подписала, в гребном вале обнаружилась протечка масла, что могло привести к серьезной аварии и не где-нибудь, а в Арктике. Сразу же телеграммой на борт судна была вызвана бригада специалистов ХСЗ, которые установили, что причиной аварийной ситуации являлась неисправность механизма, изготовленного одним из ленинградских предприятий. Сложное оборудование гребного вала не выдержало максимальной нагрузки. В кратчайшие сроки, работая в экстремальных условиях, специалисты ХСЗ внесли необходимые коррективы и ММП штрафных санкций заводу не выставило.
Изображение
Изображение
Рисунок 1 Памятные значки, выпущенные в ознаменование постройки арктического снабженца "ИВАН ПАПАНИН"

"ИВАН ПАПАНИН" (рис. 2) и по сегодняшний день принадлежит ОАО "Мурманское морское пароходство". Судно активно задействуют для доставки и снабжения как российских, так и зарубежных (бельгийских, норвежских, шведских, индийских, финских и т.д.) арктических и антарктических экспедиций и полярных станций.
Изображение
Рисунок 2 Головное судно-снабженец проекта 10621 "ИВАН ПАПАНИН" (фото Henk Kouwenhoven из http://www.shipspotting.com/gallery/pho ... id=912484#)
andreev_cme
 
Сообщения: 53
Картинок: 2
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 10:37

Re: Арктические снабженцы тип "ИВАН ПАПАНИН" (проект 10621)

Сообщение andreev_cme 29 авг 2012, 14:54
IP:

Часть 2.
Второй арктический снабженец в серии судов проекта 10621 был заложен 20.12.1989 г. (заводской номер 6002) также для ММП. Судно получило название "АЛЕКСАНДР СЛЕДЗЮК" (рис. 3) в честь первого главного инженера-механика атомного ледокола "ЛЕНИН" Александра Калиновича Следзюка.
Изображение
Рисунок 3 Памятный значок, выпущенный на ХСЗ в ознаменование постройки арктического снабженца "АЛЕКСАНДР СЛЕДЗЮК"

Судно было спущено на воду 06.09.1991 г., сдано в эксплуатацию 30.12.1991 г., и хотя прошла информация, что "в декабре 1991 г. флот Мурманского пароходства пополнился вторым судном серии – теплоходом "АЛЕКСАНДР СЛЕДЗЮК" [3], в ММП судно так и не попало. По официальной версии ХСЗ [2] в связи с баснословным ростом цен на комплектующие цена судна выросла настолько, что ММП от него отказалось, более того, само ММП обанкротилось. Заводские курьеры измотались в поисках покупателя и только через четыре месяца наконец его нашли: судно приобрело производственно-коммерческое предприятие "ООО "Аква лимитед" (г. Калининград, Россия). Однако, здесь много непонятного. Во-первых, в условиях плановой экономики затраты на строительство судна планово и погашаются, следовательно задолженность по судну могла возникнуть лишь за второе полугодие 1991 г. после распада СССР, хотя она не должна была учитывать стоимости основных комплектующих, которые, естественно, были закуплены заранее. Во-вторых, неужели ММП не могло найти некоторую сумму (о "банкротстве" ММП больше нигде информации не встречалось) для того, чтобы получить готовое современное судно рыночной стоимостью несколько десятков миллионов долларов? Почему ММП через суды не боролось за возврат судна? В-третьих, если ММП не нашло денег для выплаты за "АЛЕКСАНДРА СЛЕДЗЮКА", как их в таком объеме смогло найти какое-то частное производственно-коммерческое предприятие? В-четвертых, неужели во всем мире не нашлось более солидного покупателя (а ХСЗ работал с иностранными заказчиками до того уже лет двадцать пять), чем "Аква лимитед"? Очевидно, здесь имело место банальное перераспределение государственной собственности в частную, так называемое "первоначальное накопление капитала".
Таким образом, в мае 1992 г. (в ряде источников наводится другая дата – 30.06.1992 г.) состоялась передача судна под новым именем "ЮВЕНТ" (порт приписки – г. Калининград) новому владельцу.
Генеральный директор "Аква лимитед" Кирилл Юльевич Шубский, которому в то время было 28 лет и у которого в бизнес-кругах было прозвище – "русский Онассис", решил, что событие это надо отметить так, чтобы оно хорошо запомнилось всем. Он привез с собой из г. Москва звезд эстрады и кино, операторов и режиссеров телекомпании "Останкино". Гостями корабелов стали Л.Н. Смирнова, М.Г. Булгакова, Н.В. Варлей, А.Г. Филиппенко, Б.А. Хмельницкий, В.В Глаголева, М.А. Глузский, М. Распутина и др. "Крестной матерью" судна была актриса Вера Витальевна Глаголева, вскоре ставшая женой К.Ю. Шубского.
Команда снабженца была сформирована ранее еще в ММП. Многие члены экипажа уже "ходили в моря" на судах этого типа. В связи с возникшими у ММП проблемами, экипаж остался без работы, однако новый владелец снабженца не стал искать другой команды. Экипаж разорвал трудовое соглашение с ММП, поскольку ему было обещано, что судно будет обслуживать северные районы Канады или буровые установки Мексиканского залива, а это куда более выгодно, чем походы в российскую Арктику.
andreev_cme
 
Сообщения: 53
Картинок: 2
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 10:37

Re: Арктические снабженцы тип "ИВАН ПАПАНИН" (проект 10621)

Сообщение andreev_cme 04 сен 2012, 16:08
IP:

Однако реальные планы собственников судна были другие, и уже 26.02.1993 г. "ЮВЕНТ" был перепродан в ЮАР, после чего перегнан в г. Саймонcтаун, где находится основная база военно-морских сил ЮАР. Судно перегонял экипаж из компании "Unicorn Calulo Shipping" (г. Кейптаун, ЮАР), также на борту было несколько украинцев, помогавших в управлении судном; в первую очередь они переводили руководства по эксплуатации и указатели с русского на английский.
30.05.1993 г. судно переименовали в "OUTENIQUA" (порт приписки – г. Кейптаун) по названию горной цепи Оутениква в Западной части Южной Африки и с 08.06.1993 г. корабль с бортовым номером А302 (рис. 4) вошел в строй ВМФ ЮАР как самое большое десантное судно. Основным местом базирования корабля остался г. Саймонcтаун.
Изображение
Рисунок 4 А302 "OUTENIQUA" – десантное судно ВМФ ЮАР
(фото Dr. Allan Ryszka-Onions из http://www.shipspotting.com/gallery/pho ... lid=648238)
andreev_cme
 
Сообщения: 53
Картинок: 2
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 10:37

Re: Арктические снабженцы тип "ИВАН ПАПАНИН" (проект 10621)

Сообщение andreev_cme 04 сен 2012, 21:16
IP:

Кстати, летом 1993 г. "OUTENIQUA" вновь отправляется в Черное море, а перед уходом в ЮАР заходит с дружеским визитом в г. Одесса, где ее командир закатил торжественный прием для местного бомонда прямо в одном из трюмов корабля.
В 1994 г. для обеспечения выполнения судном своих задач как кораблем боевого обеспечения были проведены: модификации ангара и летной палубы, пополнение морским оборудованием и установка легкого вооружения. На А302 "OUTENIQUA" установили 6 пулеметов, 2 вертолета "Oryx", 4 десантных катера LCU "Delta 80" и оборудовали места для 600 десантников (дополнительно к 126 членам экипажа, из которых 17 – офицеры и летный состав).
За 11 лет своей "безупречной службы" в составе ВМФ ЮАР корабль принимал участие в многочисленных военных учениях, как "местных" южноафриканских, так и международных. Кроме того, он участвовал в различных дипломатических и гуманитарных миссиях и т.п., обеспечивал работу Департамента по делам окружающей среды и туризма (Department of Environmental Affairs and Tourism), включая девятиразовую транспортировку во второй половине 1990-х годов персонала и материалов для обеспечения южноафриканской антарктической станции "SANAE IV". Бывшие члены экипажа отмечали, что, несмотря на некоторые неудобства, связанные с "русскими" инструкциями по эксплуатации и маркировками на переборках, это был замечательный корабль как по мореходным качествам, так и по условиям обитаемости с учетом тяжелых штормовых и ледовых условий Южного Океана.
30.07.2004 г., пройдя церемонию "прощания на закате солнца" (sunset parade), корабль был выведен из состава ВМФ ЮАР.
01.03.2005 г. судно было продано компании "Mertech Marine Pty. Ltd." г. Кейптаун, ЮАР) и переименовано в "PAARDEBERG" (порт приписки – г. Кингстаун; флаг Сент-Винсент и Гренадины) по названию горы в Южной Африки. В планах компании было в будущем переоборудовать его в судно для восстановления находящихся в море телефонных кабелей, но изначально "PAARDEBERG" (рис. 5) сдавался внаем по чартеру для перевозки генеральных грузов. Примечательно, что судно использовалось и по своему первоначальному назначению: с конца 2005 г. по середину 2006 гг. "PAARDEBERG" был зафрахтован для обслуживания индийской антарктической юбилейной (25 лет научных исследований) экспедиции.
Изображение
Рисунок 5 Теплоход "PAARDEBERG" у причала в Кейптауне
(фото из http://www.newzeal.com/theme/Ships/Indi ... deberg.htm)
andreev_cme
 
Сообщения: 53
Картинок: 2
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 10:37

Re: Арктические снабженцы тип "ИВАН ПАПАНИН" (проект 10621)

Сообщение andreev_cme 04 сен 2012, 21:23
IP:

13.09.2006 г. судно снова было продано (продавец просил за него $12,4 млн.) компании "Silters Co Ltd" (в других источниках "C&M GROUP"; для обеих компаний приводится один и тот же юридический адрес в г. Абердин, Великобритания). С 01.07.2007 г. судно начало называться "ICE MAIDEN I", с 01.05.2008 г. – под флагом Кипра. Судно сменило Российский морской регистр судоходства (регистровый номер 894293) на Регистр Ллойда.
Новый владелец решил инвестировать $100 млн. в переоборудование судна под ледового класса флотель (самоходную плавгостиницу) для обслуживания согласно своему контракту с компанией "Shell" ее буровых платформ "Gannet" и "Shearwater" в Северном море. Согласно проекту переоборудования (рис. 6, 7 и 8), представленному компанией "Adams Offshore Services Limited" (г. Абердин, Великобритания), предполагалось установить новую носовую надстройку значительно больших размеров, позволяющую разместить в одноместных каютах 399 пассажиров. Главная пропульсивная установка должна была остаться старой, только добавлены 8 (2 кормовых, 4 в средней части, 2 носовых) подруливающих устройств фирмы "Rolls-Royce". Состав судовой электростанции тоже должен был измениться: предполагалось установить 8 вспомогательных дизель-генераторов фирмы "Hyundai Heavy Industries", а также аварийный дизель-генератор мощностью 1000 кВт. Окончание переоборудования первоначально планировалось на конец 2007 г.
Изображение
Рисунок 6 Планируемый вид флотеля "ICE MAIDEN I" [8]
andreev_cme
 
Сообщения: 53
Картинок: 2
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 10:37

Re: Арктические снабженцы тип "ИВАН ПАПАНИН" (проект 10621)

Сообщение andreev_cme 04 сен 2012, 21:31
IP:

Изображение
Рисунок 7 Планируемый вид флотеля "ICE MAIDEN I" [8]
andreev_cme
 
Сообщения: 53
Картинок: 2
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 10:37

Re: Арктические снабженцы тип "ИВАН ПАПАНИН" (проект 10621)

Сообщение andreev_cme 04 сен 2012, 21:42
IP:

Изображение
Рисунок 8 Проект переоборудования второго судна-снабженца проекта 10621 под флотель [8]

Работы по переоборудованию начались на верфи "Atlantic Marine Shipyard" в г. Мобил, штат Алабама, США. Была произведена закупка необходимого оборудования и срезана носовая надстройка. Сроки сдачи судна постоянно сдвигались: сначала на конец 2008 г., потом на первый квартал 2009 г. Далее фирма приняла решение заканчивать достройку на верфи "A&P Tyne Ltd." (г. Хеббурн, Великобритания) и в мае 2008 г. "ICE MAIDEN I" было доставлено (рис. 9) на реку Тайн с помощью судна для перевозки тяжелых грузов "FJORD" (номер IMO 8636740).
andreev_cme
 
Сообщения: 53
Картинок: 2
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 10:37

Re: Арктические снабженцы тип "ИВАН ПАПАНИН" (проект 10621)

Сообщение andreev_cme 04 сен 2012, 21:49
IP:

Изображение
Рисунок 9 Судно "FJORD" прибывает 27.05.2008 г. на реку Тайн, доставляя для переоборудования судно "ICE MAIDEN I" (фото emdjt42 из http://www.flickr.com/photos/emdjt42/39 ... otostream/)

Однако компания-владелец судна обанкротилась, работы на "ICE MAIDEN I" прекратились (рис. 10), а в июне 2010 г. "ICE MAIDEN I" было продано на разукомплектацию. Часть оборудования, которое должно было быть установлено на "ICE MAIDEN I", включая двигатели и подруливающие устройства, было откуплено фирмой "EZRA Holdings Limited" из Сингапура. Компания планировала установить его на судно-укладчик гибких труб (flexlay vessel) ледового класса, которое она собиралась строить во Вьетнаме.
Изображение
Рисунок 10 Судно "ICE MAIDEN I" все еще ждет переоборудования (13.05.2009 г.) (фото Vladimir Knyaz из http://www.shipspotting.com/gallery/pho ... id=998809#)

По данным на апрель 2012 г. корпус "ICE MAIDEN I" по-прежнему находился на реке Тайн у бывшей верфи "Swan Hunters Yard" в Уолкере – жилом пригороде Ньюкасла.
andreev_cme
 
Сообщения: 53
Картинок: 2
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 10:37

След.


  • Advertisement

Вернуться в Серийные суда ММФ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10