Начинаю выкладывать по частям. Если у кого-то есть замечания или дополнения, буду очень признателен.
Част 1.
Многоцелевой ледокольно-транспортный снабженец типа "ИВАН ПАПАНИН" (проект 10621)
На Херсонском судостроительном заводе (ХСЗ) с 1984 по 1989 гг. строились уникальные для СССР многоцелевые ледокольно-транспортные снабженцы типа "ВИТУС БЕРИНГ" (проект 10620), открывшие новую страницу в истории морских транспортных операций в Арктике и Антарктике. Всего на ХСЗ было построено пять таких судов.
Основной их недостаток был связан с используемой главной энергетической установкой – традиционно для судов усиленного ледового класса эти арктические снабженцы были дизель-электроходами, отсюда высокая стоимость, большие габариты, низкий КПД судовой энергетической установки и, следовательно, повышенные удельный расход топлива и эксплуатационные затраты.
Поэтому еще в период постройки судов-снабженцев типа "ВИТУС БЕРИНГ" конструкторы и технологи начали вести подготовку к строительству судов снабжения второго поколения, основной особенностью которых было использование в составе главной энергетической установки малооборотного дизеля.
В первую очередь коллективом ЦКБ "Черноморсудопроект" (г. Николаев), которое являлось проектантом и судов предыдущего проекта 10620, был создан новый проект судна снабжения автономного ледового плавания класса УЛА – проект 10621 (главный конструктор Владимир Анатольевич Панков). Этот проект обладал уникальной, не имеющей аналогов в мире пропульсивной установкой, содержащей главный малооборотный дизельный двигатель с прямой передачей на гребной винт регулируемого шага (ВРШ), комплекс средств для защиты винта от взаимодействия со льдом и систему дистанционного автоматического управления совместной работой главного двигателя (ГД) и ВРШ, исключающей перегрузки ГД при плавании судна во льдах. Специально для этого проекта специалистами ЦКБ были спроектированы: выносной упорный подшипник, способный воспринимать ледовый упор (традиционный встроенный в ГД упорный подшипник этого обеспечить не мог); неподвижная прочная насадка для защиты винта от непосредственного взаимодействия со льдом; льдоотводящие крылья для уменьшения количества льда, попадающего в диск винта при движении в сплошном льду; кринолин для уменьшения количества льда, попадающего в диск винта на заднем ходу; система дистанционного автоматического управления ГД–ВРШ типа "Лавина", обеспечивающая поддержание постоянной частоты вращения винта для аккумулирования кинетической энергии вращающейся массы винта (для исключения заклинок винта), эффективную разгрузку ГД при снижении скорости судна и быструю промывку диска винта ото льда без заметного снижения скорости судна. Эффективность конструкции пропульсивного комплекса судна была проверена во время модельных испытаний судна в Финском ледовом испытательном бассейне. Поставщиком ГД марки 8ДКРН 60-195/10 – Брянским машиностроительным заводом – были внесены соответствующие усиления в его конструкцию, обеспечивающие работу в ледовых условиях класса УЛА.
Отличиями от арктических снабженцев предыдущего проекта также были: несколько увеличенные размеры судна (это привело к необходимости расширить на ХСЗ стапель на 4 м и сместить краны); усиленный корпус ледового класса, повышающий проходимость судна в битом льду; увеличенная с 12,5 до 25,0 т грузоподъемность основных судовых кранов; установка двух 3-тонных кранов у небольшого носового трюма вместо одного 12-тонного; люковые закрытия нижней палубы; новый гидравлический привод, которым оснащались люковые закрытия; нанесение на подводную часть корпуса ледостойкого покрытия; замена части оборудования на более современное, например, был установлен утилизационный котел КУП 1000Р и т.д. Все это улучшило ходовые характеристики судна, повысило эффективность погрузочно-разгрузочных работ, заметно сократило расходы на его строительство.
Всего на ХСЗ было заложено четыре судна-снабженца проекта 10621 (см. таблицу). Учитывая, что последние три из них достраивались уже после распада СССР, история их создания, передачи судовладельцам и дальнейшей эксплуатации содержит много "темных пятен".