Балкеры типа "СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК"
По странному совпадению, на следующий год после прекращения производства балкеров типа В470 ("ЗВЕНИГОРОД") на верфи "Парижская Коммуна" в Гдыне, первое судно проекта 584Е - балкер "VIKHREN" спущен на воду в 1971г в Варне на заводе "Георгий Димитров". По главным размерениям и конструктивному исполнению, оба проекта удивительно схожи между собой. Тем не менее, "болгарская версия" получила свой шифр - 584Е и в Варне начали сборку массового балкера из комплектующих из Польши и других стран, включая СССР. С 1971 по 1987 гг было выпущено ни много ни мало - 64 единицы, большинство из которых пополнило флоты судоходных компаний дружественных стран - СССР (21 ед), Румынии (7), Польши (3), Кубы (2) и самой Болгарии (17). 14 судов серии были выпущены для западных владельцев, преимущественно - греческих. В СССР проект 584Е распределился следующим образом: К концу 1987 г , 9 судов принадлежали Грузинскому Морскому Пароходству (Батуми), 6 балкеров имели приписку Новороссийск, 2 судна попали в Таллин (Эстонское Морское Пароходство), 4 судна нашли свой дом на Дальнем Востоке (ДВМП). Серия ничем выдающимся не отличалась, качество производства было немногим лучше советского, оттого, вероятно, и не удалось привлечь западных покупателей, несмотря на низкую цену.
Первые суда серии оснащалась главным двигателем Ciegelski-Sulzer 6RD76 и, позднее, 6RND76, 6RND76М, производства "H.Ciegelski", Poznan, Poland.
На судах последней модификации проекта, начиная с #152 (т/х "ХУДОЖНИК МООР"), в качестве главного двигателя стали устанавливать лицензионные 6ДКРН67/140-4 (B&W 6K67GF), мощностью 10196 л.с (7500 KW), выпуска Брянского Машиностроительного Завода.
Итак, проект 584Е, т/х "СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК" ( 1976, #115)
Архитектурно-конструктивный тип судна: однопалубное, с подпалубными грузовыми цистернами, с коротким баком, ютом с надстройкой и МО в корме, с наклонным носом и крейсерской кормой. Назначение - перевозка сухих насыпных и навалочных грузов: апатитов, фосфатов, легких и тяжелых руд, угля, зерна. Класс регистра КМ *[1] A2 навалочное (ОРП) . Архитектурно корпус состоит из: непрерывной палубы и 10 водонепроницаемых переборок, система набора смешенная. Непотопляемость обеспечивается при затоплении одного отсека.
Размеры судна, м: Lнб 185,21 L 171.56 B 22,86 H 14,15. Осадка средняя 10,10 м. Водоизмещение, т: D 31949, DW 24354 Mт, 22003 GT, 15663 NT 9403.
Скорость судна, уз: в полном грузу 15,3 , в балласте 16,5. Район плавания - Неограниченный Дальность плавания, миль 13000
Экипаж, чел : 36 . Число запасных мест: 14
Энергетическая установка :
Главные двигатели: 1 дизель «Цегельский-Зульцер» 6RND76(6ДКРН) 1974, Польша, г. Познань. Мощность: 8830кВт (12000 э.л.с) при 122 об/мин.
Удельный расход топлива:208,1 г/кВт.час .Тип передачи на гребной вал - прямая. Движитель : ВФШ, 4 лопастной, 16500 кг. Управление двигателем с ходового мостика и ЦПУ в МО.
Электростанция: 3 х Ciegelski- Sulzer 5AL25/30 (5ЧН25/30) x550 кВт (3x750 э.л.с.); 1 х GD8-630-50/02 x 66 кВт; 1 х DCG13-15 х 56 кВт.
Котлы : Вспомогательный 1 х KCBB-2500/7 (Болгария) ,1x 2,5 т/ч, 0,7 мПа (7.0 Bar);
Топливо, полный запас, т: Тяжелое 1547,7 , Дизельное 808,8; Масло, полный запас, т : 61; Вода, полный запас, т: Пресная 238,8 ,Питьевая 91,2.
Краны: Тип (для судовых нужд) - КЭ32-2 , 1 х 3,2 t.
Общая вместимость трюмов и бортовых грузовых цистерн 32478 куб.м
Проишествия:
Авария т/х "VIHREN" (#143) в Туапсе.
19.02.1992 штормовым ветром судно отжало от причала и навалило на брекватер, где и переломило на две части. Части аварийного судна впоследствии были отбуксированы в Алиага, Турция, где и разделаны 08.1992.
#143, mv "VIHREN", 1986
Пожар на т/х "ХУДОЖНИК А. ГЕРАСИМОВ" (#121) в Тузле, Турция.
15.10.1993 во время ремонта, произошел пожар в надстройке. Судно получило значительные повреждения и задержку с выходом из ремонта.
т/х "ХУДОЖНИК А. ГЕРАСИМОВ" (#121) в Тузле, Турция, 1993
Столкновение и пожар mv 'SHIPBROKER" (#135) в проливе Босфор.
13.03.1994, приблизительно в 22 часа 20 минут по местному времени в районе мыса Филь в двух милях южнее северного входа в пролив столкнулись два кипрских судна: танкер 'NASSIA", на борту которого находилось 98600 тонн сырой нефти, и сухогрузный балкер "SHIPBROKER", следовавший на Черное море. В результате столкновения произошел взрыв. Оба судна воспламенились. Теплоход "SHIPBROKER", совершив циркуляцию сел на мель, разрушив прилегающую к морю дорогу и строения. Пожар был потушен береговыми и морскими пожарными. Из двадцати девяти членов экипажа были спасены лишь трое. Судно уничтожено огнем и разделано в Алиаге, Турция, 03.12.1994.
Столкновение и пожар mv 'SHIPBROKER" (#135) в проливе Босфор
Авария т/х "СЕРГО ЗАКАРИАДЗЕ" (#158) в Сан-Хуан, Пуэрто Рико.
18.11.1999 при входе в порт Сан Хуан, произошел отказ рулевой машины. Попытки аварийной остановки судна к успеху не привели. Судно село на исскуственный волнолом, защищающий Форт Сан Фелипе Эль Морро - памятник истории построенный в 1539г.
В результате аварии оказалось частично затопленным машинное отделение, судно получило многочисленные пробоины днищевой обшивки, трещины в корпусе между 2 и 3 трюмом. На борту судна находилось 17 тыс. тонн цемента и более 500 тонн топлива. Возникла ощутимая угроза, что поврежденный корпус, не выдержит нагрузок и разломится, что приведет к загрязнению моря, а также может заблокировать вход в бухту.
Спасательная операция, начавшаяся практически немедленно, состояла из трех этапов:
1 – Выгрузка топлива и нефтепродуктов.
2 – Выгрузка необходимого количества груза для обеспечения достаточной плавучести.
3 – Снятие судна с мели.
Спасательные работы продолжались более 4-х месяцев, т.к. постоянно прерывались из-за частых в этот период довольно сильных штормов.
Из-за повреждений корпуса и крышек грузовых трюмов, цемент намок и встал, и его для разгрузки приходилось взрывать.
Затвердевший цемент затапливался в море на глубине более 500м. Перед каждой выгрузкой цемента проводилось исследование района выгрузки на предмет отсутствия поблизости морских черепах и других морских животных - таково было требование Агенства по защите окружающей среды (US Environmental Protection Agency).
В конце концов утром 30 марта 2000 года, при приливе, судно было снято с мели и отбуксировано в пуэрториканский порт Маягуэс.
Судовладельцем (Новороссийское Морское Пароходство) рассматривались различные варианты ремонта судна, но в итоге, было принято решение о его продаже на металлолом.
Основным подрядчиком проведения спасательных работ выступала компания Titan Maritime Industries, которой и было выкуплено судно для его буксировки в порт разделки Тукспан, Мексика. Однако возникшие финансовые трудности не позволили компании Titan завершить буксировку, и судно было затоплено.
Авария т/х "СЕРГО ЗАКАРИАДЗЕ" (#158) в Сан-Хуан, Пуэрто Рико.
Авария mv "EUROBULKER IV" (#131, "ХУДОЖНИК ГАБАШВИЛИ" )в Порто Весме, Сардиния, Италия.
08.09.2000 на подходе к порту, не имея надлежащих навигационных карт, судно выскочило на прибрежные рифы. На борту находился груз - 17 000 т угля и запасы топлива - 205 т. Экипаж -16 чел, был эвакуирован. Корпус судна получил значительные повреждения и около 60 т топлива вылилось в море. Спасательная операция по снятию судна с камней началась 28.09.2000. Несмотря на все усилия спасателей, 3.10.2000 корпус судна разломился на две части и затонул с 14 000 т груза угля в трюмах. Операция по подьему и разделке корпуса погибшего судна продолжалась до 15.08.2002.
Авария mv "EUROBULKER IV" (#131)
Взрыв на mv "OPEL X" (#136, "EL COMMODORE" )
20.01.2002 при следовании в Аравийском море, произошел взрыв по неустановленной ( не опубликованной?) причине. Предположительно, источником взрыва могло быть взрывное устройство. Судно продано на металлолом 27.02.2002.
#136 mv "OPEL X" seen as "MERCHANT PRELUDE, 1986