sekan писал(а):СУДА ТИПА «ТИССА» ВЕНГЕРСКОЙ ПОСТРОЙКИ (Вероятно речь идёт о судах 1 серии)
Из книги С.В. Лайнера «Морские сухогрузные суда» Судпромгиз 1957
К числу типов судов, которые фашистская Германия строила на верфях оккупированных ею стран, относятся суда венгерской постройки типа «Тисса». После освобождения Венгрии от гитлеровских оккупантов суда этого типа (с некоторыми изменениями в общем устройстве и прочных размерах отдельных связей корпуса) строились по заказам СССР и известны у нас как суда типа «Симеиз».
Конструкция и прочность этих судов соответствует типу судна смешанного (речного и морского) плавания с избыточным надводным бортом.
Суда эти предназначались для перевозки генеральных и сыпучих грузов (за исключением руды) между портами Дуная и Черного моря с правом прибрежного плавания в Средиземном море.
Корпус судна построен по поперечной системе набора, без внутреннего дна. Соединения листов наружной обшивки и палубы выполнены клепкой; элементы набора соединены с обшивкой электросваркой.
Судно — однопалубное со средней и кормовой рубками и утопленным баком, в котором размещались 7 человек экипажа.
Суда типа «Тисса» относятся к судам ненормальных размерений: отношение длины к высоте борта равно 16, в то время как правила постройки судов и Международные правила грузовой марки относятся к судам, характеризуемым отношением L/H < 14.
Суда эти отличаются малой прочностью даже по сравнению с морскими судами ограниченных районов плавания. По своим главным размерениям эти суда весьма близки к Азово-Черноморским шхунам типа «Местком», «Райкомвод» и другим, явившимся по-видимому прототипом для этих судов. Прочные же размеры отдельных несущих связей корпуса у последних судов больше на 10— 12%, чем у судов типа «Тисса».
Поэтому в условиях эксплуатации суда типа «Местком» доказали свои высокие качества при перевозке морем любых массовых грузов; суда же типа «Тисса» оказались не приспособленными к перевозке тяжелых массовых грузов, и поэтому приходилось их эксплуатировать со значительным недогрузом.
Суда типа «Тисса» отличаются целым рядом и других недостатков. Палуба и наружная обшивка имеют бухтины (гофры); стрелки прогиба листов настила палубы в пределах одной шпации доходят до 10—12 мм при толщине листов настила в 8—10 мм. Высота помещений на главной и шлюпочной палубах составляет 1,9 м, что явно недостаточно.
Люки грузовых трюмов имеют прямоугольные комингсы без всяких закруглений по углам, что вызывает большие концентрации напряжений. Наличие в углах люков на уровне палубы горизонтальных закругленных книц лишь в малой степени смягчает эти концентрации напряжений.
Трюмы загромождены большим количеством пиллерсов (от 6 до 10 в одном трюме), мешающих погрузочно-разгрузочным работам; карлингсы, установленные по линии комингсов, не соединены жестко с настилом палубы, а приварены к бимсам. Прочные размеры карлингсов значительно меньше размеров подпалубной части комингсов люков; получается прерывистость продольных связей в месте примыкания карлингса к продольному комингсу.
К числу конструктивных недостатков корпуса следует также отнести наличие в палубе трех горловин, расположенных на одной линии поперек судна и ослабляющих корпус в этом сечении; наличие прямоугольных вырезов во флорах для протока воды, особенно нежелательных в середине пролета у вертикального киля, где напряжения от изгиба флора достигают максимальной величины.
Все перечисленные выше конструктивные недостатки корпуса, а также недостаточно доброкачественный прокат были причиной образования трещин в корпусе, появившихся в условиях эксплуатации судов типа «Тисса» в послевоенный период.
Насчет ограниченности плавания, поданая вами информация абсолютно неверна. Это не смешанного плавания суда, а обычные
морские килевые суда. Регистр СССР им присвоил первый ограниченный район плавания. Они успешно работали и в бассейне Средиземного моря и на Дальнем Востоке и вовсе не в прибрежном плавании. А т/х Вилково вообще был продан в Мозамбик, перегон и эксплуатация в бассейне Индийского океана в течение 6 месяцев осуществлялась экипажем СДП.