Re: Пароходство СОВТАНКЕР
Добавлено: 01 апр 2012, 16:59
Танкер «Тендра»
пароходства «Совтанкер
В 1916 году на заводе «Рассуд» в Николаеве по типу азовской шхуны «Эльпидифор» под заводскими №№ 410-429 было заложено 20 кораблей, так называемых «десантных пароходов». Их вооружение состояло из двух 120 мм орудий, двух зенитных 75 мм пушек и двух пулеметов. «Десантный пароход» мог принимать на борт 120 мин. Судно водоизмещением 1050 т имело длину 74,7 м, ширину 10,3 м и осадку 3,5 м. Две паровые машины мощностью 750 л.с. обеспечивали ему скорость хода в 10 узлов.
Эльпидифор под № 421 (строительный № 91) был заложен 22 декабря 1916 года. К концу первой мировой войны достроен не был и после гражданской войны постановлением Совета Труда и Обороны от 15 июня 1921 г. пять «эльпидифоров» передали Наркомату путей сообщения для переделки под нефтеналивные суда: два – в самоходные и три – в несамоходные. Три первых корпуса передали в собственность Главвода НКПС 6 июля 1921 года. Такое решение было вынужденным: после гражданской войны на Черном море не хватало танкеров. С получением заказов на нефтеналивные суда возобновились работы на стапеле на барже №421 на заводе «Тремсуд». Этот корпус ввиду отсутствия для него главных машин, на основании постановления СТО от 15 июня 1921 года и распоряжения ЦПТИ от 13 июля 1921 года, вначале достраивался в качестве несамоходной нефтеналивной баржи. Судно в августе 1922 года спустили на воду. В приемном акте, подписанном 16 сентября 1922 года, комиссия признавала нефтебаржу, названную «ТЕНДРА», годной к плаванию и принятой в эксплуатацию. Она вначале использовалась для доставки топлива в Николаев, а с середины 1930-х годов – и в мелководные порты Азовского моря. 9 декабря 1922 года «ТЕНДРА», следуя на буксире у парохода «САРЫЧ» с грузом нефти из Севастополя в Николаев, в условиях шторма села на мель у острова Джарылгач, получив значительные повреждения корпуса. Прибывшие спасатели сняли баржу с мели и отвели в Одессу для срочного ремонта, сумев сохранить половину груза. Баржа входила в состав созданного
в 1922 году ГосЧАП – Государственного Черноморско-Азовского пароходства
(Одесса), с 1930 г. – в состав государственного треста «Союзнефть» (Одесса), а с 1934 г. – пароходства «Совтанкер» (Туапсе).
С началом войны баржа была мобилизована и использовалась для воинских перевозок в районе Керченского полуострова, главным образом, для доставки нефтепродуктов из портов Кавказа в Керчь и Камыш-Бурун, а также для обратной эвакуации раненых. 12 мая 1942 года «ТЕНДРА», принимавшая участие в эвакуации раненых и беженцев из Керчи, была повреждена авиацией близ поселка Еникале, однако ее смогли привести в Камыш-Бурун. Оттуда 14 мая, накануне захвата порта противником, буксир «МИУС» увел баржу в Новороссийск. После аварийного ремонта «ТЕНДРА» служила в Туапсе в качестве бункеровщика, иногда привлекаясь для перевозки грузов и пассажиров. 9 августа 1942 года, во время немецкого авианалета на Туапсе, стоявшую у Южного мола баржу буксир «БОРЕЙ» успел вывести из-под бомбежки на рейд. Но 15 августа в Сухуми, стоявшая у причала «ТЕНДРА» во время высадки пассажиров все же попала под массированный удар авиации, получив от разорвавшихся у борта двух авиабомб ряд повреждений корпуса. Был потоплен стоявший рядом буксир «РЕКОРД», разрушен деревянный причал, на котором погибло или получило ранения большое число прибывших на «ТЕНДРЕ» пассажиров. После этого баржу поставили на отмель в устье реки Хопи.
В 1945 году ее подняли и восстановили силами мастерских Черноморского флота в Туапсе (будущий судоремонтный завод), одновременно перестроив в самоходный танкер. Судно получило главную энергетическую установку (два двигателя «Дженерал-моторс» мощностью по 500 л.с., паровой котел, два дизель-генератора), новую ходовую рубку, служебные и другие помещения и грузовые насосы. В III квартале 1949 года танкер «ТЕНДРА» передали в эксплуатацию. Он служил еще 11 лет и пошел на слом только в 1960 году.
пароходства «Совтанкер
В 1916 году на заводе «Рассуд» в Николаеве по типу азовской шхуны «Эльпидифор» под заводскими №№ 410-429 было заложено 20 кораблей, так называемых «десантных пароходов». Их вооружение состояло из двух 120 мм орудий, двух зенитных 75 мм пушек и двух пулеметов. «Десантный пароход» мог принимать на борт 120 мин. Судно водоизмещением 1050 т имело длину 74,7 м, ширину 10,3 м и осадку 3,5 м. Две паровые машины мощностью 750 л.с. обеспечивали ему скорость хода в 10 узлов.
Эльпидифор под № 421 (строительный № 91) был заложен 22 декабря 1916 года. К концу первой мировой войны достроен не был и после гражданской войны постановлением Совета Труда и Обороны от 15 июня 1921 г. пять «эльпидифоров» передали Наркомату путей сообщения для переделки под нефтеналивные суда: два – в самоходные и три – в несамоходные. Три первых корпуса передали в собственность Главвода НКПС 6 июля 1921 года. Такое решение было вынужденным: после гражданской войны на Черном море не хватало танкеров. С получением заказов на нефтеналивные суда возобновились работы на стапеле на барже №421 на заводе «Тремсуд». Этот корпус ввиду отсутствия для него главных машин, на основании постановления СТО от 15 июня 1921 года и распоряжения ЦПТИ от 13 июля 1921 года, вначале достраивался в качестве несамоходной нефтеналивной баржи. Судно в августе 1922 года спустили на воду. В приемном акте, подписанном 16 сентября 1922 года, комиссия признавала нефтебаржу, названную «ТЕНДРА», годной к плаванию и принятой в эксплуатацию. Она вначале использовалась для доставки топлива в Николаев, а с середины 1930-х годов – и в мелководные порты Азовского моря. 9 декабря 1922 года «ТЕНДРА», следуя на буксире у парохода «САРЫЧ» с грузом нефти из Севастополя в Николаев, в условиях шторма села на мель у острова Джарылгач, получив значительные повреждения корпуса. Прибывшие спасатели сняли баржу с мели и отвели в Одессу для срочного ремонта, сумев сохранить половину груза. Баржа входила в состав созданного
в 1922 году ГосЧАП – Государственного Черноморско-Азовского пароходства
(Одесса), с 1930 г. – в состав государственного треста «Союзнефть» (Одесса), а с 1934 г. – пароходства «Совтанкер» (Туапсе).
С началом войны баржа была мобилизована и использовалась для воинских перевозок в районе Керченского полуострова, главным образом, для доставки нефтепродуктов из портов Кавказа в Керчь и Камыш-Бурун, а также для обратной эвакуации раненых. 12 мая 1942 года «ТЕНДРА», принимавшая участие в эвакуации раненых и беженцев из Керчи, была повреждена авиацией близ поселка Еникале, однако ее смогли привести в Камыш-Бурун. Оттуда 14 мая, накануне захвата порта противником, буксир «МИУС» увел баржу в Новороссийск. После аварийного ремонта «ТЕНДРА» служила в Туапсе в качестве бункеровщика, иногда привлекаясь для перевозки грузов и пассажиров. 9 августа 1942 года, во время немецкого авианалета на Туапсе, стоявшую у Южного мола баржу буксир «БОРЕЙ» успел вывести из-под бомбежки на рейд. Но 15 августа в Сухуми, стоявшая у причала «ТЕНДРА» во время высадки пассажиров все же попала под массированный удар авиации, получив от разорвавшихся у борта двух авиабомб ряд повреждений корпуса. Был потоплен стоявший рядом буксир «РЕКОРД», разрушен деревянный причал, на котором погибло или получило ранения большое число прибывших на «ТЕНДРЕ» пассажиров. После этого баржу поставили на отмель в устье реки Хопи.
В 1945 году ее подняли и восстановили силами мастерских Черноморского флота в Туапсе (будущий судоремонтный завод), одновременно перестроив в самоходный танкер. Судно получило главную энергетическую установку (два двигателя «Дженерал-моторс» мощностью по 500 л.с., паровой котел, два дизель-генератора), новую ходовую рубку, служебные и другие помещения и грузовые насосы. В III квартале 1949 года танкер «ТЕНДРА» передали в эксплуатацию. Он служил еще 11 лет и пошел на слом только в 1960 году.