Мои знакомые моряки называли их "Две трубы - одна зарплата".
Одними из типичных представителей балкеров являются отечественные суда типа "ХАРИТОН ГРЕКУ" водоизмещением 66000 т класса "Panamax" (к этому классу относят суда, которые по своим размерам способны проходить шлюзы Панамского канала, т.е. их размерения выбраны максимальными исходя из габаритов канала). В 1981 году ЦКБ «Черноморсудопроект» (г.Николаев) разработало этот проект балкера дедвейтом 52700 т (проект 15941, главный конструктор Анатолий Павлович Клименко), предназначенного для перевозки грузов между портами с ограниченными глубинами, в котором был учтен опыт эксплуатации хорошо зарекомендовавших себя рудовозов типа "ЗОЯ КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ" (проект 1594).
При сохранении назначения судна, его дедвейта, главных размерений, судовой энергетической установки (СЭУ), района и дальности плавания, модернизированный рудовоз должен был соответствовать всем действующим на 1 июня 1979 года ратифицированным международным Конвенциям и ряду отечественных правил, в том числе: Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS-74) с учетом Протокола 1978 года; Международной Конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года с учетом Протокола 1978 года (MARPOL-73/78); Правилам Береговой охраны США, касающимся предотвращения загрязнения моря с судов; Санитарным нормам вибрации на морских, озерных и речных судах 1975 года и другим нормативным документам.
В проект судна типа "ХАРИТОН ГРЕКУ" были внесены изменения, касающиеся оборудования и компоновки СЭУ, трубопроводов, общесудовых и бытовых систем и приспособлений. Существенно улучшилось качество и возрос уровень автоматизации управления механизмами и грузовыми устройствами.
Особое внимание было уделено технологии постройки судна: значительно повышена технологичность корпуса, систем и трубопроводов, улучшены условия выполнения обрабатывающих и электромонтажных работ.
В связи с повышенными требованиями и новыми нормами условий труда и отдыха экипажа, была предусмотрена полная перекомпоновка кормовой надстройки с разделением ее на два блока – жилой и машинный. Значительно повысили уровень комфортабельности жилых, общественных и бытовых помещений. Изоляцию и внутреннюю обшивку помещений делали из материалов, отвечающих требованиям SOLAS-74. Была значительно улучшена противопожарная защита судна за счет увеличения количества огнестойких конструкций.
Обводы корпуса и конструктивное разделение его на трюма, отсеки и цистерны остались практически без изменений. Ряд изменений, исходя из опыта эксплуатации и необходимости технологического упрощения конструкций, касались самого корпуса судна. Среди них некоторое увеличение высоты борта и толщины наружной обшивки носового края, а также подкрепление его напротив слеминга, увеличение подпалубных балластных цистерн в районе 1-го трюма, использование только плоскостных секций в конструкции палуб и переборок надстройки.
В 1982 году судостроительный завод "Океан" (г.Николаев) приступил к постройке головного судна "ХАРИТОН ГРЕКУ", а в 1983 году сдал его Черноморскому морскому пароходству (ЧМП). Корпуса новых балкеров формировались из укрупненных блоков в сухом доке. Технология предусматривала максимальное использование механизированной поточной линии ESAB шведского производства.
С 1982 по 1995 годы было построено 25 судов данного типа, в том числе на экспорт (см.таблицу).
В составе ЧМП работало 9 судов ("ХАРИТОН ГРЕКУ", "ГЕРОИ СТАЛИНГРАДА", "АКАДЕМИК БАКУЛЕВ",
"НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ", "АЛЕКСЕЙ ДАНЧЕНКО", "МИКОЛА БАЖАН", "АКАДЕМИК БЛАГОНРАВОВ",
"БОРИС ГОРДЕЕВ", "ДЕПУТАТ ЛУЦКИЙ") и они показали себя как очень рентабельные суда.